Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Казанской иконы Божией Матери!

Обработка фото: Владимир Ветер

В православном церковном календаре есть несколько дней, когда особо почитается образ Казанской иконы Божией матери. В 1579 г. икона была чудесным образом обретена в городе Казани, и сразу были явлены чудеса от образа – несколько слепых людей вновь обрели зрение. Сперва почитание иконы было местным, а потом оно распространилось по Руси.

В начале XVII в. в России наступило Смутное время: прервалась царская династия, началась борьба за власть в русской земле. Историк В.О. Ключевский писал: «Россия представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород… государство, потеряв центр, стало распадаться на составные части».

Патриарх Гермоген, настоятель Троице-Сергиева монастыря Дионисий, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын стали рассылать по стране письма, призывая русских объединяться для борьбы с иноземцами. Патриарх Гермоген благословил первое народное ополчение, призванное освободить Москву.

Много лет назад будущий Патриарх Гермоген был свидетелем чудесного явления иконы Богородицы в городе Казани и совершавшихся исцелений. Он составивил «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, чес­тнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». И не случайно, когда ополчение стояло под стенами Москвы, из Казани был привезен список явленного образа Казанской иконы Божией матери. Но казаки встретили образ без должного почтения. Кроме того, ополченцы не могли объединиться, их раздирали внутренние раздоры, и, в результате, они потерпели поражение.

Но патриарх Гермоген, находясь в заточении в Чудовом монастыре, продолжал призывать народ встать «за Пречистой дом, и за чудотворцев, и за веру»… В ответ на призыв Патриарха стало собираться второе ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским.

Икона Казанской Божией Матери к тому времени была доставлена в Ярославль. Дмитрий Пожарский и Козьма Минин распорядились сделать с нее список, а самую явленную икону, украсив, отправили в Казань.

В московском Кремле и Китай-городе укрепился польский гарнизон, ожидавший подхода новых сил под командованием гетмана Ходкевича из Литвы. 23 августа началось сражение ополченцев с войсками гетмана Ходкевича, который пытался прорваться на помощь полякам, осажденным в Кремле. В этой битве отряды ополченцев и казаков объединились, забыв все раздоры, и именно это решило исход борьбы. Ходкевич отступил, польский гарнизон был окружен в Кремле.

Перед осадой Кремля, находившегося в руках поляков, всему православному войску и народу был заповедан трехдневный пост. Накануне решающего сражения епископу Арсению, который находился в Москве, «страшно изнемогая от великой скорби и голода, и… молился всемогущему Богу и Пречистой Его Матери, призывая и всех святых на посещение и помощь», явился преподобный Сергий Радонежский. Преподобный возвестил, что Господь услышал «молитву Пречистой Его Матери и служителей Его святых и сделался милостивым, и помиловал и избавил вас, христолюбивых и благочестивых христиан, от рабства и тирании противоборников латинян».

26 октября 1612 года польский гарнизон в Кремле сдался. «Ратные же люди, – повествует Никоновская летопись, – великую веру начали иметь к образу Пресвятой Богородицы, и по их вере много было чудес от того образа; немало чудесных знамений явила от него Богородица в сражении с польским гетманом и во время осады и взятия Москвы».

В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел отмечать день Казанской иконы Пресвятой Богородицы не только в день ее явления, но и 22 октября (4 ноября) в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась, но празднование «осенней Казанской» бережно сохранялось, а в 2005 г. многовековой праздник Русской Православной Церкви вновь стал не только церковным, но и государственным – Днем народного единства.

Триста лет назад страна пережила великие бедствия, но святые отцы Церкви свидетельствуют, что все бедствия посылает нам Господь, чтобы смирять нас и через смирение объединить нас с Собою. И в 1612 г. народ объединился в молитве и подвиге, в уповании на помощь Пресвятой Богородицы и защите ее земного удела. Это единство в Каноне Праздника называется «благим», и за Богослужением мы слышим: «Радуйся, радуйся, Пресвятая Одигитріе, Яже прошенія наша къ пользе намъ исполняющи, и хотящи всѣ́мъ присно всегда любодружное благое единство».

 

Материал подготовила Бахтурина Александра