Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!

Икона Рождества Пресвятой Богородицы, обработка: Владимир Ветер

Рождество Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник, первый в новом церковном году. Святитель Андрейб, архиепископ Критский, назвал его «началом праздников» и «дверью к благодати и истине».

Родители Пресвятой Девы Марии – Святые Иоаким и Анна жили в городе Назарете. Город был так мал и незначителен, что о нем упоминали только с пренебрежением: «Из Назарета может ли быть что доброе» (Ин. 1, 46). Но именно в этом городке родилась Матерь Божия и в течение тридцати лет жил Господь наш Иисус Христос.

Иоаким и Анна происходили из древних и знатных родов: Иоаким был потомком царя Давида, Анна – из рода первосвященника Аарона, брата пророка Моисея. Прожив в супружестве полвека, они не имели детей. В ветхозаветные времена бесчадие считалось Божиим наказанием за грехи, и это увеличивало скорбь будущих родителей Пресвятой Девы. По объяснению святых отцов, их бесплодность являлась прообразом духовной неполноты ветхозаветных времен, времени томления и ожидания пришествия в мир Мессии. Но, по словам святого Андрея Критского, они не оставляли надежды, и их бездетность и вера помогли стяжать драгоценный плод – «плодотворную молитву, возрастающую из Богоугодной жизни». Долгая скорбь, непрестанная молитва, добрые дела, которые творили Иоаким и Анна готовили их к тому, чтобы стать родителями Пресвятой Девы. Их жизнь, по словам святого праведного Иоанна Кронштадского, показала, что «тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих… ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование».

В то время, когда жили Иоаким и Анна, иудеи знали возможное время Рождения Спасителя. Примерно в 538 году до Рождества Христова пророк Даниил записал в своей книге время пришествия в мир Спасителя: «Как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки [пройдет] семь седмин и шестьдесят две седмины…» (Дан. 9, 25-26). Сопоставляя дату выхода указа о восстановлении Иерусалима в 453 году до Рождества Христова и пророчество Даниила, иудеи знали примерное время Рождения Спасителя – около 750 года от основания Рима. Это время приближалось, и каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что, если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства.

В один из больших праздников старец Иоаким поспешил в Иерусалим, чтобы принести богатую жертву Господу в храме, но первосвященник Иссахар не принял его даров, сказав, что дар бездетного не может быть приятен Богу. Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

С Рождеством Богородицы в мир вернулась благодать, утраченная с грехопадением Адама, был сделан первый шаг тому, чтобы в мир пришел Спаситель – Родилась его Пречистая Матерь. В стихирах праздника поется о том, что Дева «рождается убо, и мир с Нею обновляется», разрушается тьма, этот день – «Адамово обновление и Евино воззвание». И Святитель Андрей Критский в своем слове восклицает: «Дерзайте… се, праздник рождества Девы и обновление человеческого рода!»

 

Источники:

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Святителя Андрея Архиепископа Критского // http://days.pravoslavie.ru/Life/life1480.htm

Святой Праведный Иоанн Кронштадский. Скорбь и радость. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы //
http://www.pravoslavie.ru/1496.html

Святитель Илия (Минятий). Похвальное слово на Рождество Богородицы // http://www.pravoslavie.ru/31996.html

Битбунов Г. Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника и его эортологическая динамика // http://www.pravoslavie.ru

Великие Православные праздники. М., 2002.

Православный Богослужебный сборник. М., 1991.

Текст подготовила А.Ю.Бахтурина