Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Троица прп. Андрея Рублёва

troi

Образ Троицы был написан иконописцем Андреем Рублёвым в 1425 году после прославления церковью прп. Сергия Радонежского.

Ученик и преемник прп. Сергия Радонежского игумен Никон поставил над святыми мощами прп. Сергия каменную церковь Пресвятой Троицы и, пригласив в монастырь прославленного иконописца Андрея Рублёва, просил его написать образ Троицы для построенной церкви в память и похвалу святому Сергию.

Монах-иконописец Андрей Рублёв хорошо знал библейский сюжет о явлении Аврааму и жене его Сарре Бога в облике Трёх Мужей (Ангелов). Обычно на иконах Троицы это событие показывалось в подробностях: кроме Ангелов всегда присутствовали в изображении Авраам и Сарра, а стол, за которым восседают Гости, был уставлен утварью и приготовленными яствами. То есть иконописцы стремились передать именно событие, запечатленное в Библии.

Прп. Андрей Рублёв сосредотачивает внимание на ином. Нет на его иконе ни Авраама, ни Сарры, ни обильной трапезы. Явление трёх Ангелов Аврааму — это прообраз триипостасного Богоявления, о котором повествует Новый Завет. Прп. Андрей раскрыл в своей иконе богословскую суть Пресвятой Троицы.

В трёх Ангелах, изображённых прп. Андреем, мы различаем Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Духа Святого.

Бог Отец — это Ангел, сидящий слева, на что указывает Его символ, расположенный над Ним дом, потому что творение мира символически уподобляется домостроительству. К Богу Отцу обращены фигуры двух других Ангелов — «как к Творцу видимым же всем и невидимым». Плащ этого Ангела наименее определённой расцветки, что соответствует неописуемости Бога Отца.

Древо над изображением среднего Ангела есть символ Креста, на котором была принесена Божественная жертва во искупление грехов человечества. Древо символически указывает на Бога Сына, Христа, принесшего Себя в жертву. Позиция среднего Ангела на иконе как бы неустойчивая, так как Сын Божий есть и истинный Бог, и истинный человек.

Гора над фигурой правого Ангела — символ духовного возвышения, гора добродетелей, на которую поднимается человек, водимый Святым Духов. То есть гора указывает на изображение Бога Духа Святого. Зелёный хитон этого Ангела обозначает животворящую деятельность в мире Святого Духа.

Стол, вокруг которого сидят Ангелы, здесь не пиршественный стол, но алтарь для принесения жертвы. На столе поэтому нет утвари, но единственная жертвенная чаша. Голова тельца в чаше есть образ новозаветного Агнца, Христа. Чаша же обретает тем самым евхаристическое значение. Именно чаша присутствует в православном храме на сакральной трапезе — приобщении верующих Телу и Крови Господним.

Кроме того, внутренние контуры фигур крайних Ангелов также образуют контур чаши; в которую как бы заключена фигура среднего Ангела, прообраза Христа. Вспоминается невольно молитва Сына Божия в Гефсиманском саду: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаш ййа сия.» (Мф.26, 39)

Руки левого Ангела подняты и соединены — символ власти. Движение Его рук — благословляющий жест — обращено к чаше и символизирует призыв Сыну принести искупительную жертву во спасение рода человеческого.

Склонённая к Отцу голова Сына и ответный благословляющий жест, направленный к чаше, есть символ согласия с Отцом принятия на Себя добровольной жертвы: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26, 39).

Посмотрим на стол, за которым сидят Ангелы. Он четырёхгранный, а Ангелов трое. Смотрящий на икону находится за этим столом у четвёртой, свободной и обращённой к нам грани. Таким образом, вместе с Богом у Евхаристической чаши находится и человек. В этом заключён призыв иконы к обожению человека. Бог приглашает к Себе, оставляет для человека место возле Себя, открывается ему навстречу. Посохи в руках Ангелов — очень важная деталь; Бог собрался на поиски человека. Кажется, что Богу не сидится за столом, Он готов встать и идти к нам. Божественная любовь — вот Истина, выраженная в иконе.

Мы видим, что фигуры Ангелов словно вписаны в круг, символ вечности. Прп. Андрей Рублёв впервые соединил композицию круга с общей прямоугольной формой иконы.

Внутреннее сосредоточение и Божественный покой — вот что можно прежде всего сказать об идее, настроении, выраженных в иконе.

Изображения Ангелов не освящены извне, но испускают свет, наполняющий собою всё пространство, как бы изливающийся с иконы на зрителя.

И как не вспомнить ещё раз прекрасные слова отца Павла Флоренского: «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно, оно может быть построено умозаключением: «Есть «Троица» Рублёва, следовательно, есть Бог».

Материал подготовила Елизавета Павленко, студентка 5 курса Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.