Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Торжества Православия!

Икона Иконопочитателей, обработка: Владимир Ветер

Самое раннее дошедшее до нас изображение, символически передающее идею Торжества Православия и иконопочитания, это византийская икона XIV века, хранящаяся в Лондоне в Британском музее.

Почти полтора века в Церкви велись споры о том, можно ли изображать Христа, Богородицу и святых. Периодами эти споры перерастали в жестокие гонения и убийства иконопочитателей. Этот драматический период церковной истории завершился событием, которое мы называем Торжеством Православия и вспоминаем в первое воскресенье Великого поста. О нем и рассказывает эта икона.

В центре этого образа изображена икона Богородицы «Одигитрия». К XIV веку, когда складывается иконография Торжества Православия, икона Богородицы «Одигитрии» стала главной иконой Византии. Икона Богородицы стоит на Престоле, ее поддерживают два ангела в красных придворных одеждах. Престол, на котором помещена икона Богородицы, знак того, что она является литургическим образом. VII Вселенский собор 787 года постановил почитать иконы наряду с Крестом и Евангелием, которые помещают на Престоле.

Помещение иконы на Престоле также напоминает о Молебне перед этим образом в храме Святой Софии 11 марта 843 года. Молебен был совершен патриархом Мефодием вместе с императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом и всем православным народом. Тогда это было первое воскресенье Великого Поста. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, во время которого в храмы возвращались сохраненные во время гонений иконы.

По преданию, во время молебна императрица Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, яростного иконоборца, который на двенадцатом году своего правления сильно заболел. «Горе мне, несчастному: подвергаюсь побоям за святые иконы!» – кричал больной император. Несмотря на запрет, императрица тайно хранила в своей спальне несколько икон. Услышав крики мужа, она с молитвой возложила на больного образ Богородицы. Император поцеловал святой образ, почувствовал облегчение и вскоре умер.

После смерти мужа Феодора восстановила на Константинопольском патриаршем престоле патриарха-иконопочитателя Мефодия и созвала Собор, предавший иконоборцев анафеме. Участники Собора записали в еретики и императора Феофила, но его имя чудесным образом исчезло из списка. За это императрица Феодора и благодарила Бога во время молебна.

Икона «Торжество Православия» имеет два ряда изображений. В верхнем ряду слева от иконы Богородицы изображена императрица Феодора с сыном Михаилом, а справа – святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания. Федор Студит, даже будучи заключенным в тюрьму императором-иконоборцем Львом Армянином, продолжал в своих письмах защищать святые иконы.

В нижнем ряду в самом центре изображены святые защитники икон, они держат икону Христа. Это святой Феофан Сигрианский Исповедник, участник VII Вселенского собора, он при возобновившем иконоборчество императоре Льве Армянине несколько лет провел в заточении и умер в ссылке. Это святой Стефан Новый, монах с Авксентиевой горы, он был наставником Константинопольского монашества, увещал монахов не бояться иконоборцев, а немощным советовал скрываться там, где нет гонений. Справа от них – Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, который участвовал в переговорах патриарха Тарасия с императором Львом Армянином, он пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после VII Вселенского собора. Чуть дальше изображены два брата-монаха, Феодор и Феофан Начертанные. Свое прозвание братья – защитники икон получили от того, что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.

Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Спаса-Эммануила в руках. Это она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита.

В верхнем ряду мы видим как непосредственных участников Торжества Православия, так и современников событий 843 года, а в нижнем ряду – святых, живших ранее, еще в VIII веке. Но без их подвигов и трудов победа иконопочитателей, не состоялось бы, они служат основанием этой иконографии.

Вопрос об иконопочитании долгое время был не вполне ясен для церковного сознания. В Ветхом Завете изображения были запрещены, а текстах Нового Завета иконопочитание не было определено.

В первой половине VIII века при императоре Льве Исавре начались гонения на священные изображения. Причиной этого были мусульманское и иудейское влияние, а также чрезмерные формы почитания икон. Апогеем иконоборчества стало царствование императора Константина Копронима. В 754 г. он созвал иконоборческий собор.

Через некоторое время защитники иконопочитания победили, и при императрице Ирине в 787 г. был созван VII Вселенский Собор. На нем и было разработано богословие иконопочитания, которым мы пользу­емся и до сих пор. Иконоборцы говорили, что иконы почитать нельзя потому, что икона – это дерево и краски, это идол. Иконопочитатели на это отвечали, что почитание мы воздаем не дереву и краске, а первообразу.

Учение Церкви о Боговоплощение, стало главным аргументом в защиту иконопочитания.

“Видевший Меня видел Отца” (Ин. 14:9), – говорит Христос. В этом утверждении и есть главное основание для иконопочитания, для торжества правды над ложью, света над тьмой.

 

Составила Новоженина О.Б. по материалам сайта «Правмир»