Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Из беседы о смирении.

Архимандрит Ефрем Святогорец.

Когда увидим в себе злую зависть, недовольство или любую другую страсть, будем знать, что нет у нас чистого сердца. Если бы мы имели чистое сердце, то хотя бы нас ругали и издевались над нами, мы бы не соблазнились. Но то, что мы соблазняемся, искушаемся, огорчаемся, показывает, что сердце наше не чисто.

Нет у нас смиренномудрия. Смиренномудрие делает человека выдержанным, великодушным, терпеливым. Когда у нас нет терпения, когда у нас нет великодушия и снисхождения – это признак того, что у нас нет самых основных добродетелей – смиренномудрия и любви, которые приближают нас к нашей цели, цель эта – чистота.

Когда нет истиной, духовной любви и смиренномудрия, тогда мы еще не достигли своей цели, цель эта – чистота.

Не нужно человеку большой учености и обширных знаний, чтобы достичь этой цели. Если мы оправдываем самих себя, то мы далеки от цели. А виновен другой брат или нет – это не столь важно. Важно то, люблю ли я действительно своего брата, не чувствую ли тяжести в своем сердце. Я виноват, я должен изменить свою душу и полюбить его, а не чувствовать в себе горечь от того, что он когда-то обличил меня или плохо обо мне подумал.

Если же во мне остается горький и неприятный осадок, то это доставляет тяжесть только мне. Может быть, что поистине брат плохо ко мне относился. Но если думать так, это не будет содействовать достижению моей цели. Поэтому отцы никогда не оправдывали людей, если они что-то против кого-то имели.

Один монах решил судиться, или, вернее, подать на другого брата в суд. Приходит он к авве Сисою и говорит:

- Отче, я иду подать в суд на брата моего, потому что он причинил мне такое-то и такое-то зло.

- Отпусти ему, прости его.

- Нет, — отвечает тот, — если я прощу его, он снова сделает мне то же самое. Этот человек должен быть наказан.

Ладно, чадо мое, сотворим молитву, а потом ступай.

Они преклонили колена, и авва Сисой начал: «Отче наш… и не оставь нам долгов наших, как мы не оставляем должником нашим…»

- Не так, отче, — говорит тот монах, — ты ошибся.

- Раз ты желаешь повести своего брата к судье, то мы будем молиться так!

Тогда брат понял свою ошибку, раскаялся и не пошел в суд.

Итак, великая истина одна: как наше сердце расположено к брату, так будет расположено и к нам сердце Бога. Хочешь, чтобы Бог простил твои грехи? Хочешь, чтобы Он возлюбил тебя от всего своего сердца? И ты от всего своего сердца люби и прощай.

Хочешь, чтобы Бог забыл и не вспоминал твоих грехов? И ты не помышляй и не вспоминай того, в чем прегрешил пред тобой ближний. В этом – огромная правда. Посему уходящий от нее наделает в своей жизни много больших ошибок.

У нас одна цель – увидеть самих себя, увидеть свою вину, во всем себя обличать, осуждать, всегда возлагая на себя всю вину и ответственность, и не следить за ближним, виноват он или нет.

Отцы говорят: «Если мы желаем умиротворить себя, пытаясь умиротворить других, то никогда не будем иметь мира», то есть если мы желаем получить мир, исправляя других, мира не получим. Стало быть, человек должен сам обрести мир, в самом себе. «Примирись с собой, — говорит авва Исаак, — и с тобой примирятся небо и земля».

Все это начертаем в своем сердце неизгладимо, ибо это – духовное богатство , которое подают нам Святое Евангелие и писания отцов.