Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Сретения Господня!

Икона Сретения Господня, редакция: Владимир Ветер

Праздник Сретения Господня празднуется Православной Церковью 2 (15) февраля на сороковой день после Рождества Христова. По преданию, после Рождества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона: принести жертву – однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили пару голубей (Лев. 12:6-8).

По ветхозаветному закону иудеи своих первенцев посвящали Богу. Этот обряд должен был напоминать каждой еврейской семье о чуде, когда Господь вывел их из Египта, истребив египетских первенцев и сохранив иудейских. В знак того, что первенцы евреев остались целы, посвящался Богу первенец каждой семьи, за которого вносили в Иерусалимский храм символический выкуп. Также, по закону Моисееву (см. Лев.12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Для Богомладенца исполнение закона было явлением послушания Богу Отцу, о котором Он позже говорил, что пришел не отменить закон, но исполнить. «Чистая голубица, нескверная агница, Агнца и Пастыря приносит в Церковь», – воспевает святая Церковь за Богослужением.

В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. Древние историки сообщают, что египетский царь Птолемей II Филадельф (285-247 до Р. Х.) пожелал пополнить свою знаменитую Александрийскую библиотеку текстами священных книг и пригласил из Иерусалима 72 ученых для перевода книг Ветхого Завета. Среди ни был праведный Симеон. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» употреблено ошибочно вместо слова «Жена» и хотел исправить текст. В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии. Ему было около 360 лет, когда он был Духом Святым приведен в Иерусалимский храм и увидел Святое Семейство.

Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа (поэтому Симеона называют еще и Богоприимцем) и возблагодарил Бога за ниспосланную ему радость встречи со Спасителем. В лице праведного Симеона, после долгого и томительного ожидания, человечество наконец встретилось с Богом!

Благословив Пресвятую Деву Марию и Иосифа Обручника, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк.2, 22-35).

«Христос пришел для того, – пишет архимандрит Кирилл (Павлов), – чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Но сами люди, грехи… их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос… стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его,… а другие с ожесточением отвергли… Так относятся ко Христу … вплоть до наших дней: одни – с верой и любовью, а другие – с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Пришествия Его».

Святой евангелист Лука повествует и об Анне пророчице, также встретившей Спасителя в Храме. Встретившие Господа Праведный Симеон и Анна Пророчица, последние праведники уходящего Ветхого Завета, всю свою долгую жизнь жили в благочестии, в чистоте, в молитве. Состояние их души было таково, что они могли встретиться со Христом и с Его Пречистой Матерью. Велика была их радость и блаженство. Святитель Феофан Затворник пишет, что эта радость – удел не только святых: «Мы все…призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа». Путь к этой небесной радости лежит через покаяние: «Покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу», – указывает святитель Феофан. И не случайно праздник Сретения Господня празднуется в преддверии Великого Поста, в преддверии времени покаянных молитв и плача о своих грехах. Именно в день Сретения звучит за Богослужением обращение ко Господу:

«О Христе всех Царю! Подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих».

 

Текст подготовила Александра Бахтурина

по материалам: http://www.pravoslavie.ru, https://azbyka.ru, Великие православные Праздники. М. 2002.