Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Адвентизм

В Менделеево уже давно существует протестантская община Адвентистов Седьмого Дня (АСД). Попробуем кратко изложить основные понятия, связанные с этой организацией.

В XVI веке в западном христианстве начался процесс Реформации, одной из важных причин которого оказалось вступление жителей Европы в эпоху Нового времени, изменившую представления людей об окружающем их мире. Значительным изменением стало исключение понятия “священное” из важнейших элементов жизни человека, таких как время, пространство, слово, знание и власть. Реформацией и называется попытка христиан изменить традиционную модель христианства под новые обстоятельства. Появился протестантизм.

Важнейшим принципом протестантского богословия является принцип sola Scriptura (только Писанием) гласящий, что только Писанием Ветхого и Нового Завета проверяется всё вероучение, а сама Библия толкуется только другими местами из Библии. Он привел не только к появлению множества различных толкований Писания и разделений между протестантами, но и к общему склонению протестантизма к дидактической, образовательной традиции богослужения. Основой их служб являлась долгая поучительная проповедь, совсем немного украшенная молитвенными песнопениями.

В сложившейся ситуации к XIX веку, в результате исчезновения духовной, мистической стороны жизни протестантов, в их сообществах возник запрос на восполнение этой пустоты. И появились проповедники, удовлетворившие этот запрос. Именно в это время появляются организации адвентистов, последователей христианской науки и мормонов.

Что же такое «адвентизм»? Название «адвентизм» происходит от латинского слова adventus, что значит «пришествие». Главной отличительной особенностью адвентистов составляет учение о скором втором «пришествии» на землю Господа Иисуса Христа. Адвентисты полагают, что переживаемое нами время есть «последнее время» и что скоро будет кончина мира, и наступит второе пришествие Христово.

Именно таких людей из различных протестантских деноминаций привлёк простой фермер Уильям Миллер. Он предложил свой собственный расчёт, хотя Сам Господь о времени Своего второго пришествия сказал: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Основываясь на том, что здесь говорится «о дне и часе», но не сказано «о годе», он полагал, что «только день и час пришествия Христова сокрыты от ангелов и людей, но год определить можно». В своих вычислениях Миллер положил пророчествованные периоды времени, о которых говорится в книге пророка Даниила. У него получился 1843 год.

Придя к такому выводу, Миллер в 1831 г. выступил с открытой проповедью своих взглядов. В 1833 г. баптистская община в Нижнем Гэмптоне сделала Миллера проповедником. В этом же году Миллер издал брошюру под заглавием: «Свидетельства из Писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 года и о Его личном царстве в продолжении 1000 лет».

Однако многие из его приверженцев требовали точного определения дня пришествия. Уступая им, Миллер назначил время пришествия Спасителя между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Его последователи начали продавать имущество, оставлять служебные занятия, разрывали семейные узы, а все вообще дни и ночи проводить в молитвенных собраниях. В один из назначенных дней, адвентисты, облекшись в белые одежды, вышли из города на поле и стали напряженно смотреть в небесную высь: каждый желал первым услышать трубный звук и увидеть грядущего на облаках Господа, но надежды их не сбылись. 21 Марта 1844 г. прошло, и Господь не явился. Тогда Миллер в открытом письме к «верующим» признал свою ошибку и выразил уверенность что «день Господень близко, при дверях». Свои объяснения он повторил также на собрании адвентистов в Бостоне (в конце мая 1844 г.), при чем отказался от каких бы то ни было вычислений «дня пришествия».

Но один из последователей Миллера – Сноу «исправил» его «ошибку» и назначил День явления Господа на 22 октября 1844 г. Но 22 октября прошло, и адвентисты почувствовали «скорбь апостолов в субботу пасхи». Над некоторыми из них начали насмехаться соседи, увидев их на следующий день на улице: «Мы думали ты вчера вознёсся на небо!» Это событие получило название «Великое разочарование».

Большинство адвентистов вернулось в свои общины, многие потеряли веру. Но осталась небольшая группа людей, особо преданная идее Миллера. Именно их воодушевила молодая женщина Елена Уайт (род. 1827), «пророчица» адвентизма. Она сообщила, что ей было «видение» о том, что в назначенный срок Христос действительно пришёл. Но только не на землю, а в «небесное святилище».

И вот тут нужно вернуться к запросу протестантизма на духовную жизнь. В лице Елены Уайт оставшиеся адвентисты увидели то, о чём они много читали в Библии, но чего не было в их жизни. Они увидели «пророка». И главные вероучительные разногласия адвен­тизма с остальными христианами были приняты именно потому, что они были подтверждены её авторитетом или «видениями». Это учения о субботе, смертности души, пищевых ограничениях и десятине.

Учение о субботе принесли к адвентистам баптисты седьмого дня. Седьмым днём в Библии называется суббота. В 1846 г. Елена Уайт познакомилась с идеями о почитании субботы. Вслед за этим она имела «видение о субботе», в котором Господь показал ей небесную скинию. Ангел, сопровождавший ее, давал объяснения. Небесные воинства с трепетом взирали на заповеди Десятословия, начертанные перстом Божиим и хранящиеся в небесном Ковчеге Завета. Иисус Христос приоткрыл крышку Ковчега, и Е. Уайт увидела там две каменные скрижали с изображением 10 заповедей. С изумлением она заметила, что четвертая заповедь окутана слабым мерцанием блеска. Ангел объяснил ей, что суббота установлена Господом от создания мира, но люди попирают четвертую заповедь. Теперь Уайт поняла, что «если бы суббота соблюдалась, то на свете не существовало бы ни единого атеиста или неверующего». Но «человек греха» «пере­менил время и закон» (Дан. 7:25.), заменил «Божию субботу» «человеческим воскресением». После этого Елена Уайт стала соблюдать субботу, и, благодаря ее деятельности, суббота сделалась господствующим установлением в адвентизме седьмого Дня. «Два великих заблуждения, – предостерегает Елена Уайт, – бессмертие души и святость воскресного дня – отдают людей во власть сатаны».

В 1844 г. один из последователей Миллера – Георг Сторр издал «шесть проповедей», в которых отвергал бессмертие души, называя его даром Божиим, достигаемым чрез веру во Христа, и утверждал, что мертвые до всеобщего воскресения находятся в бессознательном состоянии и что вечные мучения грешников будут состоять в окончательном истреблении. Многие адвентисты приняли новое учение Сторра.

В 1863 г. Елена Уайт имела «видение», в котором ей даны были указания относительно характера «здоровой христианской жизни» и христианского воздержания. С этого времени вопросы здоровья и воздержания обсуждались и раскрывались в статьях газет и в речах адвентистских проповедников. «…Поскольку наши тела являются храмом Святого Духа, мы не должны пренебрегать заботой о них. Нам необходимы физические упражнения, отдых и, по возможности, здоровая пища. Мы должны воздерживаться от нечистой еды, указанной в Писании. Так как употребление алкогольных напитков, табака, наркотиков и злоупотребление лекарствами вредят нашему организму, то нам от этого также необходимо воздерживаться. Нам надо стремиться только к тому, что поможет нам привести наши мысли и все наше существо в послушание Христу, Который желает, чтобы мы были здоровы, радостны и счастливы», – пишет российский сайт адвентистов.

Учение о десятине возникло в связи с необходимостью оплаты труда служителям, проповедникам и миссионерам адвентизма. Ни на какие другие расходы, по словам Елены Уайт, она идти не может. Единственная благотворительность, подающаяся из десятины – пенсия служителям.

Таким образом адвентизм является иудео-христианским культом, привлекающим людей, страстно стремящихся к различным пророчествам и предсказаниям, с одной стороны, и воспитанных в материалистической философии Нового времени – с другой. Именно поэтому «техническая интеллигенция» России, в т.ч. жители Менделеево, являются объектом миссионерской работы этого культа.

 

Евгений Макарцев