Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы из церкви Преображения Господня д. Радумля, иконописец Евгений Поздняков, фото Владимир Ветер

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, который связан с приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Родители Девы Марии, Иоаким и Анна, исполняя свой обет посвятить дитя Богу, если Господь разрешит их от бесчадия, в трехлетнем возрасте привели Ее в Иерусалимский храм, чтобы оставить там на воспитание. Им предстояло идти из Назарета, путь в Иерусалим длился 3 дня. Когда Иоаким и Анна подвели Младенца Марию к Иерусалимскому храму, около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной сердечностью.

Иерусалимский храм был центром религиозной жизни иудеев. Несколько раз в год каждый иудей совершал паломничество в Иерусалимский храм в дни наиболее важных праздников.

Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V, 5-6).

Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля. Самым важным местом в храме было Святое Святых, куда не могли входить даже священники. И только первосвященник мог войти туда один раз в году (см.: Исх. 30:10; Евр. 9:7). Для благочестивых иудеев Святое Святых было местом особого Божьего присутствия. Во времена царя Соломона там хранился ковчег завета с каменными скрижалями, на которых были написаны заповеди, полученные пророком Моисеем от Господа. Потом ковчег был утрачен, но это место по-прежнему оставалось величайшей святыней. Святое Святых для еврея немногим отличалось от самого неба.

В день, когда благочестивые родители привели Пресвятую Богородицу в храм, произошло необычное событие. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Когда младенца Марию поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она преодолела высокие ступени и взошла на верхнюю. Ее встретил и благословил первосвященник. По преданию это был первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. После этого он, к удивлению всех оставшихся внизу, повел Ее в особое место в храме – в Святое Святых. Это было настолько невероятным, что даже Ангелы, по церковной песни, «вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». Так Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, открылось Богоизбранной Отроковице – Дщери человеческой. Значение этого события раскрывается в тропаре праздника:

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».

После Введения во храм Пресвятая Дева осталась при Иерусалимском храме, а ее родители вернулись в Назарет. Пресвятую Марию поселили в помещении храма, предназначенном для вдовиц и посвященных на служение Господу дев.

Вскоре ее отец Иоаким скончался. Оставшись вдовой, праведная Анна ушла из Назарета в Иерусалим, в храм, где воспитывалась ее дочь. Она прожила там два года и скончалась в возрасте семидесяти лет. По обычаю, воспитывавшиеся при храме девы оставались там только до совершеннолетия, а затем выходили замуж. Но Пресвятая Богородица объявила первосвященникам о своем желании остаться девой и посвятить Свою жизнь Господу. Тогда они решили обручить Пресвятую Деву Марию с достойным человеком, который под видом супруга был бы хранителем Ее девства. Им стал святой Иосиф. Под видом супружества он взял на свое попечение Пресвятую Деву Марию и поселился с ней в Назарете.

До рождения Господа Иисуса Христа оставалось совсем немного времени. И именно в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы за богослужением звучат и рождественские песнопения радости и надежды, как предчувствие великих перемен в мире: “Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите”!

«С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу… и вход на небо откроется всем, желающим неба… Так велик этот день, так единственен и неповторим он – день начала Нового Завета с Богом на земле».

 

Материал подготовлен Александрой Бахтуриной

 

Составлено по материалам:

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) СЛОВО НА ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ // http://www.pravoslavie.ru/2714.html

Георгий Битбунов Введение во храм Пресвятой Богородицы // http://www.pravoslavie.ru/33009.html

Монахиня Мариам (Юрчук) Иерусалимский храм // https://azbyka.ru/urvhuk-iusalimskij-hram

Великие Православные Праздники. М., 2002. С.21-23.