Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Утешение скорбящему

Как пережить смерть близкого и родного человека? Как утешить того, кто остался один? Говоря о смерти, мы приближаемся к самой великой тайне – тайне конца жизни видимой. Мы знаем, что уход неизбежен. Что неизбежны утраты. Что в этой жизни мы будем терять. Самых родных и самых близких. И сами уйдём.

Но мы верим, что кончается лишь жизнь видимая; конца, смерти – нет, есть иная жизнь, “жизнь бесконечная”. Мы скорбим, плачим – это свидетельствует о том, что мы любим. Даже Господь плакал, узнав о смерти праведного Лазаря. Если нет слёз, если нет горя утраты, то значит, нет и не было любви. А нет любви — и веры нет. Это и есть настоящая смерть, то есть – пустота.

Но надо стараться не предаваться неутешной скорби. Этим мы и умершему не поможем, и себе сделаем большой вред. А надо искать утешение в священной вере нашей, в уповании на благость Божию и безмерную Его любовь к нам грешным, и в предании во всём Его святой воле. Вхождение наше и исхождение, жизнь и смерть состоят в воле Божией. Бог сотворил нас, сохраняет в жизни и, в предопределённое каждому время, переселяет в вечность. Итак, мы: “ живём ли, или умираем, — всегда Господни” (Рим.14,8).

Наше бытие не оканчивается смертью, а через смерть мы только переходим в вечность, не имеющую конца. Как Христос, Сын Божий умер и воскрес, так умершие в надежде жизни вечной воскреснут при Втором Пришествии Христа на землю.

Для неверующих тот, кто умирает, навечно умирает, и печали их безотрадны; для них не блестит из отдалённой вечности луч надежды; но нам, верующим, есть надежда воскресения мертвых и жизнь будущего века. Предоставим всё воле Божией, утолим свою скорбь надеждою блаженства в будущей жизни.

Сделаем всё от нас зависящее, чтобы перед смертью человек смог покаяться во грехах, примириться со всеми, Причаститься Святых Христовых Тайн и пособороваться (в Таинстве Соборования прощаются грехи, совершённые по незнанию или забытые.) Св. Иоанн Златоуст говорил, что кто скончается в день и час после достойного Причащения Св. Таин, проходит мытарства без задержки и сподобляется Царства Небесного.

Православный обряд погребения. При отходе человека из этого мира над ним читается особый канон. В православном молитвослове он называется “Канон молебный при разлучении души от тела”. Обыкновенно он называется “отходною”(молитвою). В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного её при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мятётся и трепещет при виде их. Канон читается над умирающим человеком, чтобы умиротворить душе его выход из тела.

В первый день после смерти читают канон, называемый “Последование по исходе души от тела”. Затем в течение 3 дней над гробом христианина непрерывно (днём и ночью) читается Псалтирь, читается всё время, доколе умерший остаётся непогребённым. И в церкви на 3 день совершается чин отпевания. Всё это для того, чтобы облегчить переход душе в другую жизнь.

Могилу усопшего украшают победным знамением нашего спасения – святым Крестом. Его ставят над надгробием или изображают на могильной плите.

Существуют особые дни поминовения умершего – 3 , 9 и 40-ый.

Третий день. Св. Макарий Александрийский по откровению ангельскому говорит: “Когда в 3-ий день бывает в церкви поминовение усопшего, тогда душа умершего получает от ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом”. Первые два дня душа ещё находится на земле, где хочет. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Поэтому весьма своевременно церковное поминовение души.

Девятый день. После 3-его дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Всё это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. В девятый день душа опять возносится ангелами на поклонение Богу. В это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с 9 по 40-ый). В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается её участь – по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного Суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего, и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

В 3, 9, 40 дни в церкви надо заказать обедню об упокоении усопшего. Дома в память о нём в эти дни собираются за трапезой его близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души во Царствии Небесном. Поминальная трапеза – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Нельзя поминать усопших водкой: кто усопшего водкой поминает, тот ему больших мук уготовляет. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Хорошо послать пожертвования монастырям и заказать сорокоуст – непрестанное поминовение за Литургией в течении 40 дней.

Годовщина. День смерти христиан есть день рождения его для новой, вечной жизни. Поэтому совершают поминовение усопших в годовщину их смерти. Также надо поминать усопших и в дни их земного рождения, и в дни именин (день святого, имя которого они носили). В эти дни памяти закажите в церкви обедню об из упокоении, помолитесь за них дома, помяните их за своей трапезой. Кроме этих дней Церковь установила особые дни для всеобщего поминовения всех от века преставившихся людей по вере.

Но в церкви можно молиться только за крещеных. Невозможно отпевать, равно как совершать любые церковные поминовения некрещёных, иноверцев или самоубийц.

Молитва за усопшего – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, потому что не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Вот почему молитва за близких – долг христианина.

До Страшного Суда (Второго Пришествия Господа, когда Он будет судить всех живых и мертвых) возможны изменения в состоянии души. Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвование на церковь) – всё полезно для умерших. Но особенно полезно поминовение на Божественной Литургии. Во время этой службы за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу с Кровью Христовой.

Итак, позаботимся об ушедших от нас в мир иной, чтобы сделать для них всё, что мы можем. Будем молить Бога упокоить умерших со святыми, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

                                             Материал подготовлен Павленко Елизаветой, студенткой 4 курса ПСТГУ.