Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Преображения Господня!

Икона Преображения Господня Богородицерождественского храма с.Льялово, иконописец: Евгений Поздняков, фото: Владимир Ветер

Яблочный Спас – народное название двунадесятого церковного праздника Преображения Господня. Кроме духовного смысла преображения человека, созревания для вечности, это еще и праздник первых плодов. Это еще и встреча осени – первые осенины. Раньше по этому дню определяли, какими будут осень и зима. Если день был ясный, то зима будет суровой, если был сухим, то ждет сухая осень, а если день был дождливым, то осень будет дождливой.

В этот день традиционно проходили народные гуляния. Обычно гуляли в поле до самого заката, так провожали солнце и уходящее лето. Водили хороводы вокруг яблонь, загадывали желания, девицы вплетали в косы листья яблонь. Девушки для красоты расчесывали волосы яблоневым гребнем.

С этого дня начинали сбор урожая, делали заготовки на зиму.

На Преображение в храм приносили для освящения начатки плодов. Освящались не только яблоки, но и другие овощи и фрукты. К тому времени в садах массово созревали яблоки, которые в честь праздника возами раздавались бедным. До этого дня ничего из овощей и фруктов не позволялось есть. Можно было есть только огурцы и ягоды. Особенно если в семье были умершие младенцы. Считали, что иначе им не достанутся яблоки из райского сада. В Малороссии верили, что в этот праздник Господь раздает в раю яблоки.

С этого времени обычно начиналась массовая торговля яблоками, их продавали целыми возами.

Освященные яблоки считались чудотворными, с ними связывали исполнение желаний. Яблоки в нашей местности заменяли лозные плоды – виноград.

Очень поэтично Яблочный Спас описан русским писателем Иваном Шмелевым в книге «Лето Господне»:

«Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро. В церкви не протолкнуться… Плывут над головами узелочки – все яблоки, просвирки, яблоки… В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным – свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, притиснуты даже на хоругвиях… И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их, – посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть, уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть – Преображение».

Яблоня является одной из старейших садовых культур.

Родиной культурной яблони считается Центральная Азия откуда она распространилась по миру. Уже в Древней Греции и Риме знали 36 сортов яблок. В Западной Европе в позднее Средневековье было известно 60 сортов яблонь.

Культура выращивания яблок пришла на Русь в Х-ХI вв. из Византии. Древнюю Русь называли тогда «Яблоневым царством».

Особенно славился яблоневый сад в Киево-Печерском монастыре, заложенный в 1051 г. прп. Антонием Печерским.

Далее яблоня стала распространяться на восток и север Руси. В XII веке князь Юрий Долгорукий велел посадить первые подмосковные яблоневые сады.

У наших предков яблоки занимали особое место. Древние славяне связывали яблоки с жизнью и смертью, свадьбой и рождением детей. Так до сих пор на свадебный и поминальный стол ставят взвар (компот из яблок).

В старину яблоко было главным угощеньем для ребенка, пожеланием ему здоровья и долгих лет жизни.

Когда хвалили невесту, то говорили «Девка, что твое яблоко». Если во время сватовства на стол ставили красные яблоки, это означало, что предложение сватов принято, а если ставили мелкие и зеленые яблоки, то это был отказ жениху.

У славян яблоко также выполняло функцию любовного знака: парень и девушка, обменявшись яблоками, выражали взаимную симпатию, публично объявляли о своей любви.

Яблоки раздавались во время крестин. Яблоки приносили на могилы, считали, что в том мире питаются яблоками и медом.

Раем у славян был сад, в котором росло мировое дерево с золотыми яблоками. Только души праведников и героев могли попасть в этот яблочный сад.

Многие русские сказки рассказывают о наливных, молодильных яблоках, дарящих вечную молодость и бессмертие. Наливное яблочко на золотом блюдечке, показывающее мир, – своеобразный прообраз телевизора и интернета.

У многих европейских наров есть подобные представления о яблоках. Так древние кельты называли рай Авалоном – «страной яблок», а слово яблоко в переводе с романских языков означает «райский плод».

Древние германцы считали, что яблоки – это пища богов. Поэтому обсаживали свои дома яблонями, яблони были своеобразными громоотводами, спасали дома от молний богов.

В конце XVIII века в России насчитывалось уже более 600 сортов яблонь и груш. Русский агроном А.Т. Болотов заложил научную основу для их повсеместного выращивания. В XVIII в. яблони стали выращивать на Украине, Поволжье, в Крыму, Северном Кавказе, Молдавии. А в ХIХ-ХХ веке И. В. Мичуриным были созданы сотни новых сортов.

Сейчас около 3/4 площади всех посадок плодовых и ягодных культур в России приходится на яблоневые сады. А мире сейчас насчитывается свыше 10 тысяч сортов яблок.

Яблоки содержат много полезных веществ: кальций, который укрепляет кости человека; калий дает силу сердцу и мышцам; витамин С, который борется со старением организма. Значит, яблоки, действительно, молодильные.

Самыми ценными считаются свежие, только что сорванные яблоки. Особенно полезно употреблять яблоки натощак с утра, а также после плотного обеда.

Из яблок можно приготовить множество блюд. После Яблочного Спаса их и начинали готовить.

Пекли блины и оладья с яблоками, яблочные пироги, штрудели и шарлотку, варили яблочное варенье и повидло, запекали яблоки, варили компоты, кисели, делали сидр, запекали утку с яблоками, делали пастилу, мармелад, сок, джем, желе, мусс, сушили яблоки.

Яблочному символу России – антоновке – посвящён рассказ Ивана Бунина «Антоновские яблоки».

Автор вспоминает раннюю осень, красивый, покрытый золотом, с уже высохшими, частично опавшими листьями, сад. Тот прекрасный тончайший аромат листвы и яркий запах антоновских яблок.

«Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город».

Вот уже несколько лет подряд в разных городах России проводится яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки».

А 19 августа 2008 года в Курске был открыт памятник Курской антоновке (скульптор В. М. Клыков).

Самые старые сады в современной России – это сады Валаамского монастыря. До настоящего времени сохранились три сада – верхний, средний и нижний. Некоторые из сохранившихся яблонь имеют возраст 130-160 лет. На Валааме самый северный вишневый сад в Европе, а также растут уникальные – диаметром более трех метров – кусты красной смородины, плодоносит 200-летняя груша. В парниках на Валааме когда-то созревали 8-килограммовые арбузы и 3-килограммовые дыни.

Грунт на скалах Валаама составляет всего 20-30 см. Для закладки питомников, садов, оранжерей и огородов создавались искусственные почвы. Это был долгий и изнурительный труд.

Монастырское садоводство на Валааме началось в 1810 году с закладки верхнего сада. В 1856 и 1860 годах были заложены средний (Паисиевский) и нижний (Григорьевский) сады.

В 1869 году в садах Валаама насчитывалось около 400 яблонь, самых разных сортов, там росла Антоновка, Анис, Белый налив, Боровинка, Апорт, Ранет Валаамский и др. В верхнем саду было до 60 сортов яблок, а в среднем – 97 сортов! На одном из деревьев в верхнем саду 10 сортов яблок было привито к одному штамбу. И это дерево успешно плодоносило. В урожайный год монастырский сад давал до 234 центнеров яблок. Кроме яблонь в садах росли груша, слива, крыжовник, смородина 3 сортов и малина. В теплицах выращивали арбузы, дыни и тыквы (самая большая весила 32 кг). На выставке в Петербурге в 1861 валаамские яблоки и арбузы получили большую и малую серебряные медали.

Чтобы создать эти сады на скальных террасах, защищенных от северных ветров, сначала насыпали гравий. Поверх гравия укладывался решеткой 2 метровый хворост. Хворосту давали в течении 15-20 лет перегнить, после чего он уплотнялся, оседал, создавая компост – основу почвенного слоя. И только затем на компост начали насыпать землю. Землю, которой на Валааме нет! Десятки лет ее привозили сюда с материка – в барках, лодках, мешками и корзинами. Каждый приезжающий на остров знал: лучший подарок монастырю – это мешок земли.

К сожалению, запустение 1940-1989 годов уничтожило очень многое из того, что веками создавалось братией Валаамского монастыря. Квалифицированный уход возобновился лишь с 1996 года, когда в монастырь пришел отец Алексий, по образованию агроном. Начались восстановительные работы с привлечением ученых Мичуринской сельскохозяйственной академии. Сегодня сорта монастырского сада – это летние сорта Июльская Черненка, Жигулевка, Грушовка Московская, Грушовка Валаамская и Валаамская сласть. Зимние сорта не успевают здесь вызревать.

Поздравляем всех прихожан с праздником Яблочного Спаса и желаем крепкого здравия и долгоденствия, а освященные яблочки пусть вам в этом помогут.

 

Текст составлен Новожениной О.Б. экскурсоводом музея «Царицыно» по материалам экологического отдела музея.