Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с Петровым постом!

Здравствуйте, батюшка Валериан. На этот раз я хотел бы побеседовать с Вами на тему уныния. Сейчас все больше людей, особенно в крупных городах, мегаполисах, подвержены этому греху. А что является истоком этого греха или этой страсти?

Вообще все страсти произрастают из гордыни, а все добродетели зиждутся на смирении. Гордыня – это самомнение, высокоумие. То есть человек считает себя умнее других. А на самом деле он не такой. Уныние получается часто от того, что мы начинаем видеть себя такими, какие мы есть в действительности. Есть такой образ – сравнение человека с дробью. Числитель – это что представляет собой человек на самом деле, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем больше человек о себе думает – тем меньше величина этой дроби.

Почему Господь часто не показывает человеку всю его никчемность? Потому что человек тогда придет в отчаяние. Вся беда в том, что каждый человек считает себя чем-то исключительным. Но исключительных, на самом деле, не так много, а в основном – он, как все. А как все – это кто все? Вот тут, по страстям всем, все люди примерно одинаковые. Почему Библия, духовные книги насущны всегда? Потому что они говорят про личность человека, а человек остается одним и тем же. Гордыня может проявляться по-разному. Первый гордится тем, что у него есть какие-то побрякушки, второй гордится, что у него есть велосипед, третий – что у него есть машина, четвертый – что у него две машины. Чем гордиться – человек всегда найдет. Как мы говорим: свинья грязь найдет. А когда человек мнит себя кем-то, ему нужно чем-то выделиться. Откуда мода – выстригаются, выбриваются, носы протыкают, кольца вставляют, как у быков. Про это давно сказано – пророком Исайей. Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием очес и ступанием ног, купно ризы влекущия и ногама купно играющия, и смирит Господь началныя дщери Сиони (Ис. 3:16-17).

Некоторые говорят – наша вера уводит от жизни. Нет. Истинная вера учит жить правильной жизнью, полнотой жизни. Только, естественно, не грешить. Библия говорит о вещах конкретных, и человек сразу соизмеряет это со своими возможностями, со своими дарованиями. Говорят: «Этому не дано. А этому – дано». Не все же могут иметь талант художника или музыканта. Не просто так существует выражение: а у этого человека руки не оттуда растут. Это все говорит о том, что люди разные имеют дарования. Но человек-то живет, к несчастью, часто миражами. Кинематограф. Люди уже забыли его первоначальное название,  а назывался он «Иллюзион» – то есть иллюзия.

И уныние охватывает тех людей, которые вообразили себя какими-то Нефертити или важными персонами – а на самом деле они такие, какие они есть. Уныние получается от того, когда человек вдруг увидел, какой он есть на самом деле. Он разочаровался в жизни? Нет, он разочаровался в своих фантазиях. Намечтал – а не получилось.

В реальной жизни всяко бывает. Когда человек живет так: есть что поесть, есть во что одеться – ну и слава Богу, а потом неизвестно, сколько еще жить. И вот как раз отсутствие реальной жизни приводит к тому, что человеку все не так, все не эдак, – он чувствует себя таким несчастным. Человек сам себя делает несчастным: через фантазию, через свое воображение. А в результате все сводится к тому, кто он есть на самом деле.

В духовной жизни это присутствует. Человек молится, а потом вдруг молитва куда-то пропала, молитвы никакой нет. Один из оптинских старцев очень просто объясняет это: с тобой вместе молился ангел, и ты чувствовал его молитву, а не свою. А теперь осталась только твоя молитва.

Когда человек что-то делает, то ему помогает, подсказывает наставник, и ему кажется, что он все уже сам делает. Но когда он остается один, и вдруг возникли какие-то непредвидимые обстоятельства, то он теряется: как делать, что?

Для всех нас есть один выход, который всегда перед нами, – это помощь Божия. Уныние происходит тогда, когда человек забывает о Боге. А что происходит? Если говорить о самом страшном, что здесь бывает, – смерти, то умирать все равно придется. Ну и что. Другое дело, насколько ты уготовлен к будущей жизни. Смерть – это не конец всего, это конец лишь земной жизни.

Дальше то жизнь продолжается – по тому, что ты наделал в этой жизни. Вот это да … А если болезнь – то все болеют в разной степени. Болезни все кончатся. Любое, что здесь на земле, – все кончится здесь. Вопрос о том, что там впереди. Наша несчастная молодежь столько протрачивает времени на всякие игры, развлечения. А время уходит безвозвратно. Они же не учатся, ничего созидательного не делают. Наркомания – это довольно распространенное сейчас явление. Человек пребывает в этих иллюзиях, в некотором внутреннем химическом состоянии, он прислушивается к музыке, прислушивается к телевизору. И эта музыка гремит и гремит, а что дальше – что созидательного в этой музыке, где есть только ритм. Ведь мир трехмерный: три вида вещества – твердое, жидкое, газообразное; три состава человеческого естества – дух, душа и тело; а в музыке – гармония, мелодия, ритм. И если гармонию (а это дух), мелодию (а это душа) отвергать, остается ритм – тело. А что тело? Если отнять дух и душу, остается труп, поэтому выступают музыкальные труппы.

Дискотеки – это музыкальные кладбища. Там же выступают музыкальные труппы. И слушают их полумертвые, потому что один не слышит другого. Ну, подергались, подергались, потом закончилось все это – а дальше что? Нужно же что-то делать, жить. Если жить – тогда надо готовить. А если ты не готовишь, а потребляешь готовое – значит ты нахлебник. Но готовить нужно из чего-то – это нужно растить, обрабатывать – нужно трудиться. Когда человек живет в вере православной, он смиренно принимает волю Божию – что ему Бог дал, что не дал – он все это смиренно принимает. Когда он этой земной жизнью пользуется – ему некогда унывать. Он занят. Уныние, в основном, приходит тогда, когда человек находится в безделье. И когда на него обрушиваются какие-то обстоятельства, он чувствует себя беспомощным. Нет, он не беспомощный. Я всегда вспоминаю такой юмористический момент. Один студент мне говорит: «Я живу в общежитии в невыносимых условиях». А я, до того, как стал студентом, жил в мазаной избе под соломенной крышей. Туалет, естественно, на улице. У нас и электричества не было. Поэтому, когда я попал в студенческое общежитие, то считал, что здесь уже, как в раю, живу.

И вот я его спрашиваю:

– Что за невыносимые условия?

– Там даже душа нет.

– А туалет у вас там хоть есть?

– Туалет есть.

У нас же туалет в то время был на улице. Я говорю:

– У нас выносимые условия, потому что помои нужно на улицу выносить. И воду таскать, и помои выливать… Поэтому у нас выносимые и приносимые условия.

Так что уныние среди молодых людей бывает примерно такого характера: «Невыносимые условия».

В каких формах проявляется уныние?

Форм много – потому что сколько людей, столько путей. Уныние у одного – что не хватает денег до пенсии, у другого уныние – от того, что нет денег достроить коттедж, у третьего уныние – что не может в Таиланд каждый месяц летать. У следующего – что у него не та машина, не последней марки. Эти формы уныния зависят от уровня доходов. Человеку с благодарным сердцем – все хорошо, а человеку с неблагодарным сердцем – все мало. К несчастью, это так.

Как бороться с этим духом уныния, Вы сказали – труд. А еще что? Если дух уныния все равно гнетет?

Смирение и жизнь по православным заповедям. Сегодня как раз читается молитва Ефрема Сирина: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». То есть сначала праздность, а потом уныние за ней идет. Он хочет командовать – а ничего не получается, он расстроен, что приходится слушаться. Слушаться родителей, если жена – слушаться мужа. Слушаться начальника. Он хочет повелевать другими – но не думает о том, что за этим стоит большая ответственность.

Вот: семейная жизнь не устраивается. Это частое явление. Здесь уместен такой вопрос: а что ты хочешь? Иметь мужа, иметь детей, иметь хозяйство. Или же быть матерью, быть женой, быть хозяйкой. Так же и мужчины: быть мужем, быть отцом, быть хозяином. Помните:

 

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
Лишь на штыке городового
Горит полночная луна.

Вот бедный юноша, ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песню
И отдает тоску волнам.

«Прощай, отец, прощай, невеста,
Сломись венчальное кольцо,
Навек закройся, мое сердце,
Не быть мне мужем и отцом».

 

Во-первых, брак, семейная жизнь – это подвиг. Во-вторых – нужно приготовиться к тому, чтобы отказаться от своих привычек, своих желаний. В-третьих – в два раза увеличить свою ответственность и обязанности.

Мало ли что ты хочешь? А что хочет вторая половина? С этим нужно считаться. Ты уже за двоих отвечаешь, а то и за троих, а то и за десятерых.

Или быть начальником. В одной фирме объявили конкурс на замещение должностей. На инженеров подали 10 человек, а на руководителя – 200. А кто же тогда работать будет?

И в госструктурах – сейчас столько ищущих свою выгоду чиновников, что управлять ими очень сложно. А если без веры, какой тогда критерий? Не пойман, не вор. Николай Васильевич Гоголь когда-то сказал: «Человека человеком не ограничишь. Поставишь надзирателя над жуликом – будет два жулика».

Так что только один выход – жить по вере. Тогда все на свои места встанет. И не будет уныния.

Надо еще учитывать, что есть зависть. То есть печаль о благополучии ближнего. Поэтому в нашей, да и в другой стране можно счастливо жить при одном условии – чтобы об этом никто не знал. Или, как говорят: нашел – молчи, потерял – молчи. Даже Спасителя, святого, безгрешного «яко зависти ради предаша его» (Мф. 27:18).

Как правильно, без уныния и ропота воспринимать то, что с тобой происходит?

Чем ближе человек к Богу, чем более открытая у него душа, тем правильнее он способен принимать то, что происходит. Потому что это понимание от Бога, его дает Господь. Поэтому, чтобы не унывать, нужно воспринимать все, что с тобою случается, как из руки Божией. Здесь можно поучиться у детей, дети часто говорят такие вещи, которые взрослому на ум не сразу придут. Один известный режиссер спросил своего внука: «Что такое счастье?». Тот же, не отрываясь от своих игрушек, ответил: «Когда все друг друга любят – это и есть счастье».

Муж с женой ругаются, а ребенок спрашивает своего папу: «А почему они ругаются?» Папа попытался что-то объяснить. Ребенок послушал и сказал: «Не любят, потому и ругаются». Сам ответил на свой вопрос.

Внучка крутит игрушку, которая предназначена для развития моторики. Ее дедушка спрашивает: «Как ты думаешь, для чего эта игрушку придумали?». А внучка отвечает: «Для того, чтобы дети к родителям не приставали». И таких высказываний много – можно патерик детский составлять.

Дети из 12-й школы 6-го «У» класса г. Одинцово просили, чтобы их привели в церковь. И мы их пригласили в храм в день «Введения во храм Пресвятой Богородицы». После службы я встретился с ними, рассказал о храме, о богослужении. А потом они писали сочинение на тему: «Мои впечатления от посещения храма в селе Акулово». О чем же написали эти дети? Вот краткие выдержки из этих сочинений.

«Когда я вышел из храма, то почувствовал спокойствие в своей душе. Я хочу вам посоветовать пойти туда и задать батюшке свои вопросы, на которые вам не могут ответить друзья, родители и даже некоторые философы».

«Мне очень понравилось в церкви. Больше всего меня тронула теплая атмосфера в храме. Когда входишь в этот храм, создается такое впечатление, что ты не беззащитен, не одинок, тебя охраняет Господь».

«Батюшка взял мою душу и проник туда. Он показал мне, что значит жизнь»

«У батюшки 35 внуков, и он очень этому рад. Этот человек взял меня и сказал: «Живи правильной жизнью». Душа встала, и начала понимать цель жизни».

«Беседа батюшки заставила меня задуматься над жизнью – что я делаю правильно, а что нет».

«Я советовал бы каждому сходить в этот храм и самому почувствовать свою душу, глубже задуматься над собой»

«Это не просто экскурсия, а духовное наполнение с помощью храма».

Этим детям по 12 лет, и учатся они в обычной школе. Но их высказывания просто поражают своей искренностью и мудростью.

Да, все это действительно очень интересно. Но наша беседа подходит к концу. Что бы Вы пожелали читателям нашей «Лествицы»?

Всем можно желать только одного – спасения души. А спасение души без Бога невозможно. Надо стремиться посильно жить по заповедям Божиим, в Церкви, в Таинствах. Можно сказать словами Николая Васильевича Гоголя: «Если каждый человек займется собой и будет жить, стараясь иметь доброе отношение к окружающим, то постепенно все отношения придут в надлежащий порядок, человечество двинется вперед. Будьте не мертвые, а живые души». И еще: «…да поможет Бог нам: тебе и мне возрастить любовь в сердцах наших» – вот такое пожелание. В том же духе сказал один афонский подвижник: «Запомни, придут времена, когда только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Все остальное грех – хуже смерти. И только она – жизнь. Мы пропадем без любви, пропадем.» Жить так – и тогда не будет уныния. Важно чувствовать себя нужным людям. Мне вспоминается студенческая песенка:

Лучше быть сытым, чем голодным,
Лучше жить в мире, чем в злобе.
Лучше быть нужным, чем свободным,
Это я знаю по себе.

Или как у Александра Сергеевича Пушкина Евгений Онегин признается:

Свою постылую свободу,
Я потерять не захотел.

Свобода может быть только в Боге, а в остальном– это получается распущенность. Мне пришлась по сердцу одна притча: корабль не тонет, когда вокруг вода, корабль начинает тонуть, когда вода внутри него. Окружающие обстоятельства – не столь важны, но когда они проникают внутрь, тогда начинается уныние. А это происходит, когда человек забывает про Бога. Кто постоянно помнит о Боге, того Бог хранит от духа уныния.

Беседовал Михаил Глинников