Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Осуждение

Господь сказал: “Не судите, да не судимы будете” (Мф.7,1).Вот самый лёгкий способ, как мы можем избавиться от вечного осуждения, от погибели. Но мы забываем слова Христовы и как только соберёмся двое-трое, так и начинаем разбирать чужие дела: тот пьяница, тот злодей, муж не любит жену, мачеха бьёт падчерицу и т.п. Собеседники нам кажутся людьми, с которыми можно “душу отвести”. Есть такое выражение “душу отвести”. А куда? В ад, конечно. Собеседники толкают друг друга в ад кромешный. Человек сам грешит и другого наводит на грех. Вот ведь как страшно!

Почему Господь так строго спрашивает за осуждение? Да потому, что этим мы противимся Его святой воле. Иисус Христос пришёл в мир для того, чтобы грешного спасти, а мы без всякого сострадания бьём их словом и делом, и тем губим их.

Вместо того, чтобы посочувствовать душевно болящим грешникам и умолять Господа о помиловании их, мы своим осуждением усиливаем их болезнь, делаем их ещё более раздражительными, ожесточенными, и нередки случаи, когда повторяют грех как бы только назло тем, кто их осуждает. И вот одним словом осуждения мы сами себя и их, если они раздражаются, готовим вечному огню; убиваем в себе добродетель, благодать отходит, и морально убиваем тех, кого осуждаем.

Господь ждёт от нас внутреннего исправления. Господу нужно сердце чистое, сердце, милующее всех, не осуждающее, любвеобильное. А когда подвиги совершаются для своей славы, а не во славу Божию, то это не угодно Богу и во вред самому себе. Человек начинает тщеславиться своими подвигами и добрыми делами, как фарисей, поэтому и осуждает других. А тот, кто смотрит только на свои грехи и не видит добрых дел, тот не станет осуждать других, а когда увидит согрешающего, скажет: “Я хуже его, помоги нам, Господи, спастись!”.

Осуждение очень опасно и тем, что грех осуждаемого переходит на осуждающего. Человек начинает грешить тем, за что осуждал другого. Поэтому, как придёт осуждающий помысел, гони его, говоря: “Зачем мне чужой грех? От своих не знаю, как избавиться!” Существует такой закон в духовной жизни: как осудишь кого, так непременно впадёшь в такой же грех.

Как заманчиво, как легко подметить чужой грех, недостаток и осудить человека. Это потому, что мы ублажаем свою страсть – тщеславие. В это время на фоне чужого греха мы кажемся себе лучше, чем другие чуть ли не великими.

Тяжёлый грех – осуждение грешника, а осуждение праведника – ещё более тяжёлый. Мелхолла, жена пророка и царя Давида, посмеялась над мужем – лишилась благословения родить детей! Мариам, сестра пророка Моисея, осудила брата – покрылась проказою, а Ханаан даже проклят был за то, что осудил своего дедушку, праведного Ноя, и посмеялся над ним.

Вот как страшно! А многие думают: “А! пустяки! Подумаешь – слово сказал!” Нет, не пустяки! Расплата будет суровая для тех, кто так живёт. Нельзя не только осуждать, но даже мыслить худое о человеке. По сути дела, мы судим самих себя, потому что каким судом судим других, таким и сами судимы будем, и даже более строго.

Вот представьте себе: мы с вами в разговоре унижаем, осуждаем грешника, а Господь в это время принимает его покаяние и прощает, а может, давно уже простил его грех. Бог оправдывает, а мы обвиняем…значит, мы делаемся богопротивниками, присваивающими себе власть Христову.

Часто кто судит и рядит, не знают, что часто осуждают не за грех, а за добродетель. Например, осуждают за гордость смиренного человека только потому, что он не хочет с ними разговаривать(празднословить и осуждать), или осуждают благочестивых супругов за многодетность и т.п.

Схиигумен Савва пишет: “Мы очень часто ошибаемся в своих суждениях: кто не заслуживает похвалы, того мы хвалим, а кто достоин похвалы и чести, того мы порицаем и осуждаем. Как это ужасно! Имей сострадательную душу, будь ко всем снисходителен, и ты не будешь осуждать”.

Материал подготовила Павленко Елизавета, студентка 4-го курса ПСТГУ.