Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Книги в духовно-нравственном воспитании детей

bookz

«Что читать детям?» — часто спрашивают православные (и не только) родители и педагоги. «Что читать, чтобы уберечь детей от ненужной информации?», «Как читать с детьми те или иные произведения?».

Формирование круга детского чтения является важным звеном в деле воспитания, ведь чтение не может быть оторвано от жизни ребёнка и не должно ограничиваться сугубым назиданием, звучащим со страниц книги. Так, по словам К.Д.Ушинского, русские педагоги — бабушка, мать, дедушка знали, что мораль приносит детям больше вреда, чем пользы и заключается не в словах, а в жизни семьи, полностью охватывающей ребёнка. Ведь только в том случае, когда дух любви, веры и милосердия пронизывают всю жизнь семьи или образовательного учреждения, -все детские занятия, в том числе и осмысление прочитанного, находят отклик в детской душе.

По словам, Св.Амвросия Оптинского прежде всего нужно занимать ум ребёнка Священной историей и чтением житий святых, изложенными более доступным детским языком с иллюстративным материалом. После прочтения полезно беседовать с детьми о прочитанном, так, чтобы чтение не было оторвано от жизни ребёнка. Дети должны знать, как можно то или иное Евангельское событие приложить в жизни. Духовное чтение может быть коротким, но должно быть систематическим. Очень полезно ознакомить детей с книгами, описывающими жизнь благочестивых людей, из них дети черпают примеры жизни христианской с верой и подвигами ради Христа.

Также, одним из средств духовно-нравственного воспитания детей являются сказки. По словам русского педагога И.А.Ильина, сказка это «народная философия», «первая и блестящая попытка русской педагогики».Через сказки дети приобщаются к культуре своего народа, к идеалам и ценностям традиционной культуры. Педагогическое значение сказочного жанра очень велико. Характеризуя русскую народную сказку Е.Н.Трубецкой говорит о том, что в ней очень много сродного христианству. Для взрослых же важно учиться правильно прочитывать смысл сказки и доносить его до детей. Сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами и законами жизни. В сказке поднимаются самые важные жизненные вопросы : о добре и зле, о предназначении человека. Благодаря художественным образам и сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев закрепляются в сознании детей и переносятся ими на их отношения с окружающим миром. Русские мыслители И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.

В наш век сказки утрачивают своё высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающие духовный смысл сказки, которая теряет свой поучительный образ, превращаясь лишь в развлекательное чтение.

Родители, формируя круг детского чтения, должны быть предельно внимательными, оберегая детей от книг, которые могут неблагоприятно повлиять на их души. Особое внимание следует обратить на сказки, которые показывают бесов в качестве глуповатых и смешных существ. Бесы — враги рода человеческого и христианин всегда должен быть бдительным, не обманываясь в их силе и коварстве. Всякая из книг, если она написана безбожником, в той или иной мере несёт в себе отпечаток мировоззрения автора, побуждая читателя смотреть на мир его глазами. Поэтому, при недостатке духовно питающей литературы можно читать произведения авторов хотя бы не противных христианству.

Святые Отцы называют человеческие чувства «окнами души», через которые окружающий мир проникает в нашу душу не только полезными, но и вредными впечатлениями, поэтому выбранная родителями литература должна быть тщательно подобрана, а также интересна. Сюжет должен учить доброте, состраданию, щедрости… и лучше, если он будет весёлым со счастливым концом, особенно для детей младшего возраста.

books

Хорошие книги можно перечитывать много раз, они не перестают питать духовно и нравственно, согревают сердце, побуждая детей к добру. Но чем старше ребёнок, тем труднее уберечь его от ненужной информации. Поэтому важно с самого раннего детства учить детей отличать полезную информацию от вредной. Подрастая, дети уже сами формируют круг своего чтения, прибегая за советом к родителям. Каждый родитель, укрепляя веру своих детей, может рассчитывать на обетование Спасителя для уверовавших: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им». [Мк. 16, 18].

Материал подготовила Макарова Анастасия, студентка 4 курса ПСТГУ.