Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Как жить по-православному в современном мире.

modern1

Многие в современном мире желают спастись, но не многие знают, с чего начать спасение. Данная статья поможет Вам в этом. В ней приведены наставления схиархимандрита Кирика, афонского монаха. На первый взгляд это слово о мелочах, но, не соблюдая этих мелочей, нельзя соблюсти и больших спасительных заповедей. Мелочи эти заключаются в четырёх положениях: как начинать дело; как обращать житейские дела в дела духовные; как приносить Богу покаяние за невнимание к проступкам, учинённым в продолжение дня и последнее — о памяти смертной, т.е об исходе из этой жизни в жизнь вечную.

О начинании всякого дела: Не начинай прежде никакого дела, самого малого и ничтожного, пока не призовёшь Бога, чтобы Он помог тебе, ведь Господь сказал: «без Меня не можете творити ничесоже». То есть без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного. Поэтому надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! А призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа. Итак, при всяком малейшем деле и начинании, всегда взывай ко Господу о помощи, иначе не будет благополучия, не только при обычных житейских занятиях, но даже и при святом деле, но конец его будет печальный и даже греховный, по словам св. Иоанна Златоуста. И из-за нашего забвения о Боге бесы бывают близки к нам, как воздух, они касаются и наших мыслей, по попущению Божию; но молитвою и крестным знамением мы можем угасить все стрелы лукавого.

Как обращать житейские дела в дела духовные: Св. ап. Павел сказал: «непрестанно молитесь, и вся во славу Божию творите, сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом». Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св.Иоанн Златоуст: «можно молиться и сидя за прялкой, а ум возводить к Богу, взирающему на ум и сердце наше». Поэтому для нас важно следить внимательно за мыслями и воображением, ведь чистота сердечная происходит от чистоты мысленной. Переходить от видимого предмета на невидимое имя Божие надо при всех случаях и занятиях наших: стираешь или чистишь какой-либо предмет — скажи себе: Господи, очисти скверну души моей! Пробудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи: Слава Тебе, показавшему нам свет. Увидишь ли прекрасный предмет, прославь Создателя всего! Во всех делах и начинаниях приучи себя к памяти о Боге; а чтобы приучиться, надо просить благодатной помощи у Господа.

modern2

О покаянии пред Богом: При исполнении всякого дела и начинания, по немощи естества своего, человек падает, преследуемый врагами нашего спасения. Но надо встать и исправиться. Но как? Через покаяние пред Богом. Например: как только заметишь в себе грех ума, слова, мысли, либо какой греховной страсти или привычки, сию же минуту кайся Богу: Господи, прости и помоги! Тогда всякое действие бесовское в мыслях наших и особенно в воображении, отпадет от нас. Когда день склонился к вечеру, и наступает ночь, перед отходом ко сну надо помыслить: как проведён день? Вспомни — где был, что видел, что говорил, и если усмотришь что-либо греховное, покайся Богу. Вечерний навык о покаянии пред Богом поведёт дальше к середине дня, а потом будешь ловить себя на месте греховного падения (в мелочах). Бог не требует от нас чрезвычайных подвигов, но малых, только постоянных, по слову св. Иоанна Златоуста.

О памяти смертной: «Помни о конце твоём, — говорит нам св. Писание, — и вовек не согрешишь» (Сир.7,39) Нет сильнее способа к побуждению к добродетели, как память о смерти. Она подобно узде, которая удерживает человека от совершения греховных поступков. Память смертная не даёт забыть о том, что за гробом мы дадим ответ за все беззакония, которые совершили на земле. Св. Иоанн Лествичник сказал: «Как невозможно, чтобы голодный не вспомнил о хлебе, так невозможно и спастись тому, кто не вспоминает о смерти и о страшном Суде и вечности».

 

Священное Писание указывает нам на одну из первоначальных добродетелей — благоразумное молчание. Господь сказал, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут ответ в День Судный. Удерживая язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало тебя — ты предотвратишь ссору, быть может жестокую и опасную, угасишь вражду, быть может долговременную и нескончаемую. Привыкшему к празднословию придёт ли охота молиться? При заботливости об этой добродетели, надо ещё иметь благоговейный страх Божий, то есть, иметь постоянное опасение, чтобы не оскорбить величия Божия, ни мысленно, ни словом, ни делом не прогневать Его благость и не удалиться от Благодати Св.Духа, в нас живущего.

Материал подготовлен студенткой 4 курса Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Павленко Елизаветой