Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Всенощное бдение. Утреня.

Мы возвращаемся к пояснению богослужения Всенощного бдения, которое начали в более ранних номерах <Лествицы>, перед Великим постом.

После шестопсалмия диакон произносит великую ектению. Затем громко и радостно хор поет песнь о явлении Господа в мир: <Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя господне> (Бог — Господь и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа). Эта песня, которая чередуется со стихами, прославляющими Христа, звучит как ответ на покаяние, которое мы приносили вместе с чтецом в шестопсалмии: Бог явился нам, дает грешникам возможность спасения!

Затем поется тропарь, т.е. песня в честь события, которому Церковь посвящает сегодняшний день, и чтец читает кафизмы (псалтырь). Вся книга Псалтырь разделена на 20 кафизм, которые читаются последовательно. На утрени читается по 2 кафизмы. Кафизма означает <сидение>, т.к. во время их чтения в храме разрешается сидеть (надо ли говорить, что в другое время при богослужении сидеть нельзя).

По окончании кафизм и начинается самая торжественная и радостная часть богослужения: полиелей (что можно перевести с греческого и как <много масла>, т.е. освещения, и как <много милости>). В храме зажигается весь свет, открываются царские врата, хор хвалебно поет: <Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа!> Священник выходит из алтаря, и совершает каждение всего храма. Впереди него идет диакон со свечей.

Свет в храме зажигают и при солнечном свете, не для освещения, но чтобы видимым светом показать Свет, о котором сказано в Псалтыри: светильник ногам моим закон Твой и свет путям моим (Пс. 118, 105), по словам блаженного Иеронима (IV в.).

В субботу, т.е. под воскресный день, во время каждения оба хора поют тропари в честь Воскресения Христова с припевами: <Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.> В них рассказывается, как ангел явился женам-мироносицам и возвестил им о воскресении Христа. Затем священник и все служащие с ним вместе с прихожанами молятся в середине храма под пение хором торжественных антифонов (<степенных>), после чего звучит прокимен и священник читает Евангелие.

Прокименозначает <предшествующий>. Это характерный элемент богослужения, предваряющий места, требующие особого внимания. В частности, прокимен предваряет чтение Апостола и Евангелия. Строится прокимен так:

Чтец: провозглашает первый стих

Хор поет тот же стих

Чтец провозглашает другой стих

Хор опять поет первый стих

Чтец провозглашает начало первого стиха

Хор поет, завершая первый стих.

Отрывков Евангелия (<зачал>), читаемых на воскресном богослужении, всего 11, по числу оставшихся верными апостолов. Все они говорят о воскресении Христа. Поэтому после окончания евангельского чтения все прихожане дружно поют <воскресную песнь по Евангелии>: <Воскресение Христово видевши поклонимся святому Господу Иисусу:>.

Вскоре после этого начинается чтение канонов. Чтение канонов, наряду с чтением Евангелия — центральная, наиболее существенная часть богослужения утрени. Именно в них полнее всего раскрывается, чему посвящает Церковь сегодняшнее богослужение. Ведь каждый день в году — особенный, и если не улавливать, не переживать это отличие, богослужения покажутся однообразными и скучными. Иногда батюшки, если есть такая возможность, читают каноны сами. Очень грустно, что многие, соблазняясь некоторой сутолокой в храме, которая возникает при помазании (одновременно с началом канона священник начинает помазание прихожан освященным елеем), воспринимают каноны как чуть ли не самую неважную часть службы. Они не только считают это время наиболее подходящим, чтобы обойти и поприветствовать всех знакомых прихожан, но и обсудить накопившиеся за неделю новости и вопросы. В результате не только сами остаются без плода, но и у других этот плод отнимают. Ведь большинству из нас, чтобы воспринять со слуха незнакомый текст на церковно-славянском, требуются большая сосредоточенность и тишина.

(Продолжение следует)

составил. И.Оводов