Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Пасхальные обряды

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи красные яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!»- начиная, таким образом, свою проповедь.

Яйцо — символ жизни. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, как жилища смерти и тления, восстал Христос-Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие. Красный цвет яйца говорит о том, что наше избавление от смерти, т.е. вечная жизнь, приобретено кровью Иисуса Христа, умершего на кресте.

В знак радости воскресения Господа, даря красные яйца, мы целуем друг друга со словами: <Христос воскресе>, — приветствуемый отвечает: <Воистину воскресе>. Целование или поцелуй — это тоже символ. Славянский корень <цел> в слове <целование> происходит от слова <целый>. Таким образом, поцелуй — это знак единения с тем человеком которого целуешь. Целуя иконы, мы также соединяемся с духовным миром через внешние образы.

Пасха — праздник праздников. И показать это тем людям, которые только пришли в Церковь, мы можем своим примером. Наше благоговейное поведение в храме будет отражать наше благоговейное отношение к этому великому торжеству.

Православие — это религия любви, радости, света и добра. Показать это — опять же зависит от нас самих. Наша пламенная молитва, радостные лица, теплые приветствия и поздравления друг друга должны послужить искрой в сердце человека, который еще только собирается стать христианином.

Не хмурьтесь, спрячьте унылые лица, с радостью и благоговением встретьте воскресшего Христа! Христос воскресе!

Что такое артос?

Артос — это огромная просфора [или хлеб] с изображением на ней Воскресения Христова.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. Апостолы ощущали своею живою верою невидимое присутствие Господа, но не могли видеть Его телесными очами. Поэтому они во время трапезы оставляли не занятым за столом то место, на котором возлежал с ними Учитель, а напротив того места клали, как бы для Него, часть хлеба. И каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: <Христос воскресе>.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб — как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Также как хлеб продлевает жизнь человека, питая его тело, так и Христос не дает умереть человеку духовно, питая его Духом Святым.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. После освящения артос хранится в храме в течение всей Светлой седмицы на аналое перед иконостасом. И каждый день по окончании Литургии с ним торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими дома в течении всего года. Его употребляют в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Что такое кулич?

В Православной Церкви есть обычай приносить в храм для освящения куличи и пасхи. Куличом называется <домашний> артос, а пасха — особое кушанье из творога и сметаны.

Употребление освященных пасх и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую Богоизбранный народ вкушал всей семьей в память об избавления от египетского плена. (Исх. 12, 3-4).

4. О поведении православных на Пасху.

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Еду, освященную в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Другой древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы, коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

5. Как поминать усопших?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных чрезмерным употреблением выпивки. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

 

Материал подготовлен Антонием, студентом 3-го курса ПСТГУ