Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Сколько Бог дал

(Продолжение беседы с одним из старейших клириков Московской епархии, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района протоиереем Валерианом Крече­товым, отцом семерых детей.)

 

– А сейчас поговорим о мечтах.

– Слово «мечты» не духовное понятие. Это некоторые размышления на какую-то тему. Надо помнить, что то, что происходит с сознанием мысленным в нашем мире – это соприкосновение с миром духовным. Мысли, которые в нашем поле зрения находятся, в нашем сознании, – они не все наши. Более того, мы говорим: «Мысль пришла». Мысль приходит. А если приходит, то откуда? Значит, она не наша. Можно ее принимать или не принимать.

Святые отцы называют дьявола «художником». Он рисует мысленные картины, когда завлекает во что-то. Как реклама. Рисует красивые картины в розовом свете. А потом, когда человек увязнет в этом и все эти картины рушатся – тогда дьявол, наоборот, показывает все в мрачном, черном цвете. Делает так, чтобы все казалось безнадежным, бессмысленным. И на самом деле этот вопрос один из первостепенных, ответ на него в том, что происходит с людьми. Люди витают в мечтах. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Ме­чтаньям преданный безмерно». В мечтаниях люди рисуют себе картины, как бы они хотели жить, планируют. Да, это маниловщина в некоторой степени. А теперь это то, что создается всякими видеороликами. То есть им показывается жизнь.

Если Александру Сергеевичу Пушкину нужно было стараться, мечтать, то теперь не стоит напрягаться: нажал кнопку телевизора – и тебе дадут уже все готовенькое. Теперь есть телевизор, который извлекает человека из конкретной жизни. Как говорит Иустин Попович, «дьявол уводит человека от истинной, духовной жизни, и от того, куда мы все придем – будущей жизни». В менее реальную – в нашу жизнь. Она менее реальная, чем будущая жизнь. Потому что здесь все проходит. Все временное. Если состояние духовное в человеке есть и будет, то эта жизнь – вот она есть, – и нету ее. А из этой временной жизни дьявол переносит нас в нереальную жизнь – фантазии, мечтания и увлечения всевозможные. Человек здесь о себе воображает.

Есть такое изречение: человек – это дробь. Числитель – это то, кто он есть на самом деле, а знаменатель – кем он себя представляет. Чем больше о себе думает, его дробь уменьшается. А если он о себе не думает – величина дроби возрастает. Это чистая математика.

Отсюда, наверное, это выражение: «Дурак, который понимает, что он дурак, – он не дурак».

А когда человек увлекается чем-то, мечтает, а в жизни не получается, как он мечтает. Жизнь свидетельствует о его настоящей сущности. Говорят, этот человек разочаровался в жизни. Не в жизни, а в своих мечтах. Не получилось так, как намечтал, а получилось так, как есть. Как Бог даст. «Даст тебе Господь по сердцу твоему». Но «Пути ленивых постланы тернием», «Строптивым пути посылаются стропотные»

Это мы переходим уже к духовному. Но до этого состояния нужно еще дорасти. А если посмотреть вокруг, не такие уж все счастливые. Это счастье внешнее, не внутреннее. Почему несчастливые есть в богатых семьях? Там ведь все есть, полный достаток. Но радости то нет. Почему есть измены, разрушенные семьи. Из богатых семей часто самодуры выходят. Что им не хватает. Эти стремятся к богатой жизни, а те, кто ее достиг – еще куда-то стремятся.

Здесь, на земле, идет непрекращающаяся борьба за душу человека. И вся жизнь так и построена. Господь старается как-то вразумить человека, готовит его и к жизни в этом мире, и к жизни в будущем мире. А дьявол старается, чтобы человек запутался в этой жизни. Разочаровать человека – через неисполнение мечтаний.

– Наша беседа подходит к концу. Батюшка, что Вы хотели бы пожелать читателям нашей газеты «Лествица»?

– Пожелать можно только одного: чтобы люди жили в вере, с Богом и в Боге. Ведь это только и есть источник жизни. Когда человек живет духовно – тогда это полнота жизни. А полноту жизни семейной дают дети – столько, сколько Бог пошлет.

 

Беседовал Михаил Глинников