Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Апостолы Петр и Павел на иконах

Икона вбирает в себя и духовный мир и исторический. Духовный – это тот, которого как бы нет, и он в это же время есть. С этой точки зрения очень интересны иконографии двунадесятых праздников, на которых изображаются апостолы.

Евангельская история происходит в историческом времени, и иконы праздников придерживаются хронологической последовательности событий. Но фигура апостола Павла, который ни разу не упоминается в Евангелиях и появляется только в книге Деяний святых Апостолов, изображается на иконах раньше, чем он появился среди апостолов.

При событиях Вознесения Господня апостол Павел не мог присутствовать, но на иконах он изображается. Он также не мог присутствовать в Сионской Горнице при сошествии Святого Духа – но изображен на иконе сидящим среди апостолов. Парадокс в реальной жизни может не быть парадоксом в жизни духовной.

Всего изображений апостола Павла на иконах двунадесятых праздников три: третье изображение на иконе Успения Пресвятой Богородицы, где апостол изо­бражается возле одра Марии.

Апостол Петр, тот, кто был со Христом от начала проповеди, изображен на иконах Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Сошествия Святого Духа и иконе Успения.

Многие святые на иконах изображаются с атрибутами, символическими предметами, указывающими на статус, род занятий или на то, что отличает и характеризует их служение. Апостола Петра, того, кому Христос дал ключи Царства Небесного, изображают с ключами в руках. Это ключи могут быть как от обнесенного оградой места – так на некоторых иконах и фесках изображается рай, а могут быть и ключами разумения. Апостола Павла изображают иногда с мечом. Это не военный меч, но слово Божие, проникающее до недр сердца.

 

Евдокия Позднякова