Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем со светлым Христовым Воскресением, Пасхой!

Икона Воскресения Христова Преображенского храма д.Радумля Фото: Владимир Ветер

Воскресение Христово называют праздников праздник и торжество из торжеств.

Святые апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: «Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют» (7 правило святых апостолов).

В этот день, как пишется в синаксарии (собрании исторических сведений о празднике или о каком-либо святом), мы празднуем живоносное Воскресение Христово, празднуем вражды разрушение.

В эти дни Святая Церковь внушает нам освободиться от ежедневных забот для радостного общения с Воскресшим Господом, со святыми, друг с другом и для освящения самих себя.

Пасхальные приветствия и лобзания

Пасхальные приветствия и лобзания начинаются между священнослужителями в конце Пасхального утреннего богослужения, которые, подобно женам-мироносицам, услышав сказанное Ангелом: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Мф. 28,7) передают эту радостную весть верующим, собравшимся в храме. После этого пасхальное приветствие становится всеобщим, присутствующие в храме приветствуют и лобзают друг друга.

Приветствуя друг друга в дни Пасхи со словами «Христос Воскресе!», мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые после Воскресения Спасителя, беседуя о Воскресшем, говорили: «Господь истинно воскрес!» (Лк. 24,34). А целование, которое сопровождает это приветствие, означает, как пишется в синаксарии, «соединение с Богом и Ангелами».

Христиане от Пасхи до Вознесения приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!».

Зачем мы дарим на Пасху крашеные яйца

Этот обычай происходит от св. равноапостольной Марии Магдалины. После Вознесения Христова она с евангельской проповедью пришла в Рим. Она предстала перед императором Тиберием и принесла ему красное яйцо (в древности приношения яйца было знаком почтения и уважения), сказав «Христос Воскресе!». С этого она начала свою проповедь о воскресшем Христе.

Окрасив яйцо в красный цвет, св. Мария Магдалина открыла великую тайну благочестия, «что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1, 18-19).

Одаривая друг друга крашеными яйцами, мы, по примеру Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Христово. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, так из гроба восстал Христос, так и восстанут в вечную жизнь все умершие во Христе.

Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры – о воскресении мертвых.

 

Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Господь Иисус Христос. Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как не все причащаются в день Христова Воскресения, то благословляются и освящаются особенные приношения верующих: куличи и пасхи. Вкушение их должно напоминать верующим о причащении истинной Пасхи Христовой. Освящение куличей и пасок начинается в Великую Субботу после окончания Литургии.

Окончив подвиги поста, всю Светлую седмицу православные христиане в своих семьях вкушают благословенную пищу.

 

Как праздновали Пасху древние христиане

Древние христиане особо почитали не только сам день Воскресения Христова, но и всю Светлую седмицу, на которой они ежедневно собирались для общественного богослужения.

Чтобы не нарушить святости великого торжества, в древние времена во время Светлой седмицы запрещались театральные зрелища, конские бега, неблагочестивые развлечения. Шестой Вселенский собор (691 г.) постановил: «… всю седмицу во святых церквах непрестанно упражняться в псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и святыми тайнами наслаждаясь…».

О милостыне в пасхальные дни

Уже с древних времен Пасхальная седмица выделялась делами милосердия.

В этот великий праздник христиане прощали должников, помогали сиротам, нищим и убогим. Существовало предписание раздавать бедным пищу, освя­щен­ную на Пасху.

Св. Григорий Нисский учил: «… отымите печаль у душ, удрученных скорбию,… возвратите честь посрамленным, обрадуйте опечаленных, ободрите упадших духом…»

 Как праздновали Пасху на Руси

Вместе с принятием христианства Русь восприняла и традицию достойного празднования Пасхи.

Особенно торжественно праздновали Пасху русские государи. После пасхальной заутрени в Успенском соборе Кремля царь «творил целование в уста» с патриархом и архиереями, священнослужителей жаловал к своей руке. Потом патриарх с царем раздавали всем присутствующим в храме яйца по чину: золотые и красные, гусиные, куриные или деревянные.

Позже царь шел в Архангельский собор-усыпальницу, где «христосовался с родителями», поклонялся их гробам.

Посетив соборы, он шел во дворец, где вместе с патриархом поздравлял с праздником Пасхи царицу.

В самый день праздника государь, облаченный в большой царской наряд, молился за поздней Литургией в Успенском соборе Кремля. После службы проходила церемония христосования. Патриарх угощал государя и бояр разрезанной на части пасхой, а государь вручал подданным крашеные яйца.

В этот же день царь посещал городские тюрьмы, больницы и богадельни. Как пишет историк Карамзин: «По древнему обыкновению цари, в первый день Пасхи, между заутреней и обедней, ходили в городскую темницу и, сказав преступникам: «Христос Воскресе и для вас», одаривали каждого из них новой шубою и, сверх того, посылали им, чем разговеться».

В среду Светлой седмице государь принимал в Золотой палате с дарами патриарха и духовенство. Приходили также делегации от монастырей, монастырских подворий и городов.

По подсчетам историков государь раздавал от Пасхи до Вознесения до 37 тысяч яиц.

Праздник Пасхи выплескивался и на улицы, где проходили народные гуляния.

Иностранцы так описывали пасхальные торжества: в пасхальные дни на улицах русских городов и сел стоят бочки и котлы с вареными и окрашенными в разные цвета яйцами, которые покупают прохожие. Писали о том, что все жители носят при себе крашеные яйца и при встрече с кем-нибудь, знакомым и незнакомым, здороваясь, говорят: «Христос Воскресе!», целуются и дают друг другу яйца. И так весь день. Иногда тратят до 200 яиц в день.

Но главным в эти дни было посещение храмов, церковная молитва, храмы были переполнены, как в первый день Пасхи.

О посещении кладбищ в день Пасхи

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает навестить в этот день родную могилку. Умершие слышат наше обращение к ним. Так, в 1463 году святые Киево-Печерские, нетленно лежащие в гробах, на пасхальное приветствие ответили: «Воистину Воскресе!». В день Пасхи, если есть особая потребность, можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Но служение панихиды откладывается до Радоницы, до вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.

Как питались в пасхальные дни

Пасха, Светлая седмица – главные праздники церковного года, к этим дням готовились заранее, стараясь, чтобы пища была особой, праздничной.

Разговлялись всегда пасхой, куличами и крашеными яйцами.

В дни пасхальных праздников «стол накрывался еще более парадно, чем на Рождество: блюда с индейкой, ветчиной, телятиной, но посреди стола возвышалась пасха, на ней из цукатов буквы Х.В.; по обе стороны два кулича – один шафрановый, другой белый, обе верхушки, облитые сахаром, были украшены красными бумажными розами. И гора красных яиц…» (из воспоминаний Е.А. Андреевой-Бальмонт).

В «Домострое», памятнике древнерусской литературы, подробно описывается, что подают к столу в пасхальные дни. Это описание занимает не одну страницу.

Помимо разных по рецептуре куличей и пасок, изобретательно окрашенных яиц, на стол ставили фигурку ягненка из масла, тарелку пшена с четверговой солью, блюдо с пророщенным зерном, цветы (гиацинты и нарциссы), а также ветви верб или пальм.

Как писал Н.А. Маркевич, «нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц».

Что такое артос

Слово «артос» означает в переводе с греческого «квасной хлеб», хлеб, общий всем членам Церкви, освященный хлеб. Иначе – всецелая просфора. Уже первые ученики Спасителя, готовя трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Освящается артос в первый день Святой Пасхи после заамвонной молитвы особой молитвой, окроплением святой водой и каждением. Артос сохраняют в храме на аналое перед иконостасом всю Светлую седмицу. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы на Литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней. Артос принимается только натощак, со словами: «Христос Воскресе!».

Как учат праздновать Пасху отцы и старцы Церкви

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что пасхальным праздникам подобают «не деньги и издержки, а одно доброе расположение и чистый ум».

Отцы Церкви призывают в пасхальные дни не предаваться пьянству и объедению.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что «пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе. Враг заранее старается охладить сердце к предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».

Часто подготовка к празднику состоит в уборке, выпечке куличей, приготовлении пасок, окрашивании яиц, приготовлении множества блюд. Но надо помнить слова архиепископа Киприана Зернова, который в одной из проповедей говорил, что лучше разговеться буханкой черного хлеба, чем пропустить какую-либо из служб Страстной и Светлой седмицы.

Отцы Церкви и великие старцы указывают, что главное в праздновании пасхальных дней – богослужение, которое совершается с особой торжественностью, при открытых Царских вратах.

По словам Иоанна Златоуста, радость пасхальных дней – это «слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословение священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего».

Старец Савва Псково-Печерский говорил: «Прошло время плача и сетования. Настало время радости и веселья… Иисус Христос любит, чтоб у Него все люди радовались; любит, чтобы все у Него просили себе радости… Каждый просите ныне себе радости… Будем же просить духовной радости у Сладчайшего Господа Иисуса Христа и обязательно ее получим!».

 

Текст подготовила Ольга Новоженина, экскурсовод музея-заповедника Царицыно