Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Грозный или святой?

Сегодня Церковь все более волнует вопрос о канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина. Стремление определенной массы верующих прославить Ивана Грозного и Григория Распутина, несмотря на протест патриарха, который сказал:»Пока я жив — этого не произойдет, — это бунт мирян против церковной иерархии, желание мирянских активистов «порулить» Церковью, на свой лад истолковав Писание»[1].»Появление «икон» царя Ивана Грозного и Григория Распутина, составление молитв, тропарей, величаний, акафистов и службы — на лицо факт работы группы псевдоревнителей Православия и самодержавия, пытающихся самочинно, «с черного хода» канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию»[2].

Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или не-сознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, прп. Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых? Если же эти люди действуют не вполне осознанно, они подчиняются своим эмоциям, своей жажде сильной власти, олицетворяемой Иваном Грозным, своему стремлению увидеть в России, наконец, порядок вместо того морального и криминального беспорядка, в котором мы все еще находимся. Поэтому, «те люди, кто выступают за канонизацию, исходят при этом отнюдь не из его особого церковного благочестия. Речь идет как бы о канонизации монархии»[3].»Им бы следовало понять одну элементарную ис-тину, много раз доказанную всей человеческой историей. Несправедливость и зло невозможно победить, искоре-нить внешним насилием и другим злом. Жестокостью и насилием, которые сами по себе есть зло, но которые ино-гда используются для достижения якобы добрых целей, можно на какое-то время ограничить проявления зла; страхом можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножаться, будучи недоступ-ным внешнему давлению. Корень зла не вовне, внутри человеческой души, в отсутствии или искаже-нии моральных ценностей, в греховной воле, в потемнении сознания. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу»[4].

«Что касается «чудес» и «мироточения» изображений этих исторических личностей, то к этому нужно отнестись осторожно и критически. Ни одно из этих явлений не может быть определено как чудо без исследования компетентной богословской комиссии. Сегодня часто приходится встречаться с подделками. Изображения Ивана Грозного и Григория Распутина не являются их иконами, т.к. они не канонизированы. Эти изображения не освящены как иконы. Здесь мы имеем обратный процесс. Изображения, иконы подвижников начинают мироточить, плакать, обретают чудодейственную силу только после канонизации этих личностей, как результат молитвы и почитания»[5].

Все это делает очевидным намерения организаторов внести разделения в церковную среду. Противопоставить старчество — иерархии, белое духовенство — монашеству, самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшемуся собору русских святых[6].

Все сказанное выше приводит нас к такому выводу, что необходимо быть осторожными, соблюдать трезвенность в рассуждениях над подобными вопросами, не забывать, что носителями Апостольского дара Духа Святого, преемственности являются главным образом епископы. А недоверие к каким-либо действиям или заявлениям иерархов Церкви — это только показатель нашего маловерия в освещающую благодать Духа Святой Равноапостольной Церкви. Ко всему надо прилагать данный Богом разум и не поддаваться на провокации людей, находящихся в состоянии духовной прелести и гордыни. Ибо «плод же праведности в мире сеется теми, которые творят мир» (Иак. 3:18), а не разделение.

[1] Кураев Андрей, диакон. ГРИГОРИЙ РАСПУТИН КАК ЗНАМЯ РУССКОЙ РЕФОРМАЦИИ.

[2] Из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIк клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 дек. 2001 г.

[3] Макарий (Веретенников), архим. Русские митрополиты в эпоху свт. Макария.

[4] Из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIк клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 дек. 2001 г.

[5] Владимир, митр. Киевский и всея Украины. Идея канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина носит провокационный характер.

[6] Из обращения Свят. Патриарха Моск. и всея Руси Алексия к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 25 марта 2003 г.