Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

О том, как было определено время Пасхалии и Великого Поста

В истории церкви время празднования Пасхи и время Великого поста установилось не сразу. Что касается Великого поста, то во II веке он начинался на следующий день после праздника Богоявления. Перед празднованием Пасхи христиане постились одну неделю – Страстную седмицу.

Но и о времени празднования Пасхи не было единого мнения. Некоторые христиане праздновали Пасху в воскресение, следовавшее за иудейской Пасхой (Пасхой Моисея). Некоторые из христиан имели обыкновение праздновать Пасху в 14 день месяца Нисана (апреля), и это означало, что они праздновали с евреями.

Расчёты празднования Пасхи и определение времени Великого Поста сделал Александрийский патриарх Деметриус (Димитрий) во II веке. Предание сохранило черты этого удивительного человека.

Жил в Александрии неграмотный садовник. Однажды на лозе в его саду во время, когда не бывает плодов, созрели гроздья винограда. Он срезал эти плоды и понес к умирающему патриарху Иулиану, чтобы получить его благословение.

Патриарх, время отшествия которого было близко, очень беспокоился о том, кто мог бы стать его преемником на Александрийской кафедре. Ангел Господень явился ему в видении и сказал: «Завтра придёт к тебе человек, который принесёт виноградные гроздья. Поставьте его патриархом». Когда пришел садовник, патриарх взял его за руку и сказал всем, кто присутствовал: «Это ваш патриарх, который будет после меня». Епископы, находившиеся у одра, схватили Димитрия, помолились над ним, а когда патриарх преставился, закончили молитву рукоположения.

Димитрий был неграмотен, Господь просветил его разум, и он выучился читать и писать. Он изучал церковные книги и толкования на них. Он созвал египетских учёных и астрономов, которые определили циклы Пасхалии и даты празднования Пасхи на все годы. Патриарх Димитрий Виноградарь установил дни празднования христианской Пасхи, чтобы она не совпадала по дням с празднованием Пасхи Моисея. Этим он установил фиксированное основание для поста и праздничных дней. Также он соединил сорокадневный (шестинедельный) Великий пост и Страстную Седмицу. С тех пор великий Пост начинался не после праздника Богоявления, а зависел от времени празднования Пасхи.

Иерусалимская, Римская и Антиохийская церкви одобрили расчёты патриарха Димитрия, и вся христианская церковь пользовалась этими расчётами почти полтора тысячелетия, празднуя Пасху в одно и то же время, пока в XVI веке Римская церковь не стала следовать григорианскому календарю.

 

Евдокия Позднякова