Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с празднованием собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных!

Иконописец св.прп. Андрей Рублёв

«Величаем вас, Архангели и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа!» – поёт святая Церковь, празднуя Собор Архистратига Божия Михаила.

Об ангелах мы знаем из Священного Писания: ангелы являлись древним пророкам и царям, праведникам и грешникам, извещая о воле Господа, воевали, исцеляли, наказывали и подбадривали людей.

Иисус Навин видел Архангела Михаила в великой славе и испугался его, и сказал ему: «Наш ли ты или от неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришёл сюда. Иисус Навин пал лицом своим не землю, поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. Иерихон заперся, и был заперт от страха сынов Израилевых; никто не выходил из него и никто не входил. Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его» (Иисус Навин 5:13-15; 6:1).

Об ангелах мы знаем из житий святых. Архангел Михаил был со всеми святыми и мучениками. Он укреплял их и позволял им терпеливо переносить страдания до тех пор, пока не закончится их борьба.

 

О Небесной Иерархии

 

О таинственных Небесных Силах написал пресвитер Дионисий Ареопагит в своей книге «О Небесной Иерархии». Современному человеку понятие иерархии представляется по-разному. Некоторые понимают это слово как авторитарный стиль управления. Некоторые – как дедовщину в армии. Кто-то понимает как разделение общества по чинам. Дионисий Ариопагит, говоря об иерархии и различая небесные силы, или чины, имеет ввиду возможность взаимосообщения, через которое низшие могут стремиться, восходить и приобщаться к свойствам высших, а высшие просвещать и совершенствовать низших.

Что есть Иерархия?

Иерархия есть священный чин, знание и деятельность, уподобляющаяся Божественной красоте. Божественная красота, как начало всякого совершенства, сообщает свет свой по достоинству. Тех, которые делаются причастниками её, совершенствует через Божественное тайнодействие.

Какая цель Иерархии?

Цель Иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с ним. Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественную Его красоту, Иерархия по возможности отпечатлевает в себе образ Его. Совершенство каждого из принадлежащих Иерархии, состоит в том, чтобы стремиться к Богоподражанию. Чин Иерархии требует, чтобы одни очищались, а другие очищали, одни просвещались, а другие просвещали, одни совершенствовались, другие совершенствовали.

Иерархия небесных Существ

Сокровенного Божия никто не видел и не увидит. Бог являлся Святым в известных видениях. Сии Божественные видения славным отцам нашим были открываемы посредством небесных Сил. Сколько чинов небесных Существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия – в точности знает один Бог. О тайнах пренебесных Умов можно сказать столько, сколько Бог открыл нам.

Во всех пренебесных Умах различаем мы три принадлежности: сущность, силу и действие. Пренебесные или премирные (надмирные) Умы называем ещё небесными существами, или небесными Силами.

Все небесные существа для ясности обозначаются девятью именами. Они разделяются на три тройственные степени. Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу, теснее и без посредства прочих с ним соединены. Это святейшие Престолы, многоочитые и крылатые Херувимы и Серафимы. Вторая степень содержит в себе Власти, Господства и Силы; третья содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал.

О Серафимах, Херувимах и Престолах и о первой их Иерархии

Каждое наименование небесных Умов показывает Богоподобное свойство каждого из них. Святое наименование Серафимов означает пламенеющих, или горящих. Оное ясно показывает непрестанное и всег- дашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность. А также способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару. Равно как означает способность, опаляя и сожигая, очищать их, – светообразную, просвещающую силу, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение.

Название Херувимов означает обилие познания или излияние мудрости. Означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении. Мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.

Наименование Престолов означает то, что они совершенно изъяты от всякой привязанности земной. Постоянно возвышаясь над всем дольним, премирно стремятся в горние, и всеми силами неподвижно и твёрдо прилеплены к Существу истинно Высочайшему. Означает также, что они носят Бога.

Первые называют совершенствующими, просвещающими и очищающими силами в отношении к последующим, ибо последующие посредством первых возводятся к высочайшему Началу всего и делаются, по возможности, причастниками таинственных очищений, просвещений и совершенствований.

О Господствах, Силах и Властях, и о средней их Иерархии

Наименование святых Господств означает нераболепное возвышение к горнему, господство постоянное по своей свободе, которое стоит выше всяко унизительного рабства. Чуждое всякой униженности, изъятое от всякого неравенства самому себе.

Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и непреоборимое мужество, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености.

Наименование святых Властей знаменует чин, равный Господствам и Силам и способный к принятию Божественных озарений. Также устройство премирного духовного владычества; не употребляющего самовластно во зло дарованные владычествующие силы.

Имея таковые Богоподобные свойства, средняя степень небесных Умов очищается, просвещается и совершенствуется посредством Божественных озарений, сообщаемых ей посредством первой Иерархии, а от неё снова разливаемых на низшие чины.

О Начальствах, Архангелах и Ангелах и о последней их Иерархии

Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, всецело обращаясь к безначальному Началу, отпечатлевая в себе, сколько возможно, Его образ.

Чин святых Архангелов равен оным небесным Начальствам, и иерархия их одна с иерархией Ангелов. Как средний чин, он соединяет крайние Чины в общении с ними.

Ангелы же окончательно заключают все чины небесных Умов. Провозвестнический же чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним. Поэтому Богословие вверяет священноначальство над нами Ангелам. Писание говорит: «Вышний поставил пределы языков по числу Ангел Божиих» (Второзаконие 32, 8).

Можно присовокупить к тому ещё, что и каждый небесный и человеческий ум имеет свои и первые, и средние, и последние степени и силы, проявляющиеся подобно тому, как бывает при сообщении в Иерархии. Сообразно с сими силами, он по возможности, приобщается светлейшего очищения, обильнейшего света и высочайшего совершенства.

 

Текст подготовлен Евдокией Поздняковой по книге «О Небесной Иерархии» Дионисия Ареопагита