Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Церковный этикет (продолжение)

Войдя в храм, Марфа сразу же увидела Марию с Настей, они ставили свечи на подсвечник у праздничной иконы. Николай кому-то поклонился и тоже направился приложиться к иконе. Памятуя о том, что говорил ей Николай, Марфа подошла к свечному ящику и, опустив приготовленные заранее деньги, взяла свечи. Сегодня она уже знала, как нужно подходить к иконам и о чём просить в молитве, как правильно поставить свечи. Приложившись к иконам, Марфа направилась к тому месту, где вчера первый раз в своей жизни стояла на службе и где, как ей казалось, она никому не будет мешать. Вчерашняя благодетельница уже сидела на своём месте, увидев Марфу, поднялась ей на встречу и по христианскому обычаю с радостью поприветствовала.

– Вы вовремя пришли сейчас начнут часы читать,- тихо произнесла женщина.

– Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

От неожиданности Марфа вздрогнула. Откуда-то с боку эхом отозвался другой голос: «Аминь!» – и начались предначинательные молитвы. Дальнейшая служба полностью захватила внимание Марфы, молитвы сменялись одна за другой, два хора как бы перекликались между собой в единой молитве.

Сегодня служба не казалась такой длинной, как вчера, но она была более торжественной и радостной. Марфе не терпелось поделиться своими новыми ощущениями и, в тоже время, хотелось получить ответы на множество новых вопросов. Выйдя на улицу, она стала ждать своих молодых наставников, которые в скором времени появились на крыльце храма. Марфа невольно залюбовалась этой красивой и счастливой семьёй.

– Можете нас поздравить, мы сегодня все причас- тились! – радостно сообщила Мария.

– Я, правда, не знаю, как нужно поздравлять, но вижу вашу радость и сама радуюсь.

– Ня, – Настя протянула Марфе свою ручку, в которой держала просфору.

– Возьмите, это просфорка, из которой вынуты частички за тех, кого сегодня поминали во время службы, её нужно употреблять со святой водой натощак, – пояснила Мария.

– Спасибо, деточка, это так трогательно.

Марфа положила просфорку в пакетик и спрятала в карман кофты. Николай посадил Настеньку себе на шею, и все дружно направились домой.

– Вот объясните мне, что означает частое появление диакона и его обращения к Господу, зачем это делается? – задала Марфа волновавший её вопрос.

– Вы, наверное, имеете ввиду ектению, – уточнила Мария – когда диакон стоя лицом к алтарю возглашает на амвоне?

– Ну да.

– Ектения – это одна из самых главных составляющих всего богослужения, без которой не обходится Православная Церковь. В зависимости от характера службы ектения может быть великой, малой, сугубой и просительной. Каждая имеет своё определённое значение. В великой ектение мы произносим молитвенное прошение о нуждах всей Церкви, общества, общецерковных, земных и конечно же лично каждого.

– Выходит и моих тоже? – удивилась Марфа.

– Ну, конечно же и о ваших тоже. Ведь призыв: «Миром Господу помолимся» – ясно говорит о том, что мы должны в мире со всеми, то есть примирившись со всеми, помолиться Господу. Молиться о мире, нисходящем с высоты, примирении между людьми и Богом, о спасении душ наших. Когда мы просим о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и о соединении всех, то мы просим о мире во всём мире, о прекращении войны, о том, чтобы все Православные церкви держались правой веры и прибывали в любви, чтобы те, кто находится в расколе, присоединились к Православной Церкви. В призыве есть просьба о молении за входящих в храм со страхом и благоговением. «О святем храме сем, и с верою,благоговением и страхом Божиим входящих вонь. Господу, помолимся.»

– Это как?

– Нужно помнить о том, что в храме находятся Ангелы Божии, одни смотрят, кто с каким настроением входит в храм, есть ли страх пред Богом, благоговение; другие благословляют входящих; ещё есть Ангелы, стоящие у престола и возносящие наши молитвы к Богу. Прибавьте множество святых, так как их изображения на иконах есть ни что иное, как окно в совершенно иной мир. Святые отцы считали, что храм – это Небо на земле. Также мы молимся о нашем Патриархе, о правящем архиерее, о священнослужителях, о диаконах, о труждающихся в храме, о прихожанах, о Богохранимей стране, о государственных властях, о воинстве.

– Это что же за этих воров, бюрократов и казнокрадов нужно молиться? – Марфа аж остановилась от такого откровения.

– Да и о них тоже, – улыбнулась Мария, – это нам заповедано ещё апостолом Павлом, ведь власть и иерархию установил сам Бог для того, чтобы мир не превратился в хаос. И мы же молимся не о том, чтобы власти бесчинствовали, а о том чтобы Господь сохранил нашу страну, вразумил и умудрил власти, но это возможно только тогда, когда каждый из нас на своём месте будет жить по заповедям. Ещё мы молим Господа о богатом урожае, о тех, кто находится в тяжелых жизненных ситуациях. Если вы внимательно слушали, то наверное слышали просьбу об избавлении нас «от всякия скорби, гнева и нужды», многие принимают это на свой счёт, но на самом деле здесь говорится о гневе Господа, который падает на нас за наши грехи и отступления от заповедей Божиих. Для того, чтобы мы все преобразились, мы просим у Бога благой подарок – благодать: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Все эти прошения диакон произносит в диалоге с хором, который на каждое прошение отвечает: «Подай, Господи»; «Тебе, Господи»; «Аминь». Но чаще всё-таки звучит «Господи, помилуй!», потому что мы обращаемся к Богу, как к любящему отцу, который нас не только пощадит и помилует, но и пожалеет. Вот для чего нужна ектения, вот почему нужно ловить со вниманием каждое её слово, – подытожила своё объяснение Мария.

(Продолжение следует).

 

Чтец Евгений Ковалёв