Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Памяти павших будьте достойны

Храм всех святых на кулишках

В современной жизни, в суете мирской мы привыкли к тому, что нас окружают памятники. Памятники православным святым, полководцам и государственным деятелям, представителям науки и искусства, историческим событиям…

Но часто мы проходим мимо, не замечая их и не удосуживаясь  прочесть несколько строк на памятнике, повествующих о событии ему посвященном.

В этом году в день празднования нашего престольного праздника Рождества Богородицы (21 сентября) мы отметили 634-летие Куликовской битвы. Это день является так же Днем воинской  славы России.

После победы православного воинства на Поле Куликовом стали воздвигаться  памятники этому великому событию. В 14-15  веках на Руси не принято было воздвигать скульптурные изваяния героев, так как главными творцами победы являются помощь Божия, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Именно поэтому в честь победы над татарскими полчищами  был возведен храм Всех святых на Кулишках, что в Китай-городе. Рядом с храмом упокоились воины, павшие на Куликовом поле, откуда и берет название сей храм. Также в Москве в честь исторической победы был построен Богородице-Рождественский монастырь, в те времена давший приют вдовам и сиротам ратников, погибших на поле брани.

Великим князем Дмитрием Донским после Куликовской битвы   был установлен день особого поминовения воинов, сложивших головы за Веру и Отечество. Сегодня он известен нам как Дмитровская родительская суббота. Ну, а первым памятником на самом Куликовом поле стал храм, собранный вскоре после битвы из дубов Зеленой дубравы, где был спрятан в засаде полк князя Владимира Андреевича.

Память о Куликовской битве отражена и в литературных произведениях конца 14 века, таких как «Задонщина», «Краткая летописная повесть о Куликовской битве».  Но основным памятником Куликовского цикла является «Сказание о Мамаевом побоище». Это самый подробный рассказ о победе войска Дмитрия Донского над вражескими полчищами.

Прошли века… За это время русское православное воинство одержало немало блестящих побед над «полчищами агарян». Память народа будет вечно хранить героизм и храбрость наших ратников. Все эти великие деяния отражены в величественных памятниках наших скульпторов, литераторов, музыкантов, архитекторов. Обращая на них свое внимание, возлагая к ним цветы и венки,  мы отдаем дань уважения и признательности нашим православным предкам за то великое духовное наследие, благодаря которому мы и дальше можем нести в мир наши ценности. Количество памятников, их культурные, эстетические достоинства, их величие и грандиозность являются отражением  людского отношения к ним.

Но, к сожалению, порой попадаются на глаза забытые, заброшенные памятники. Уже и неясно становится, какому событию они посвящены. Есть и другие примеры: мемориал «Штыки», находящийся на въезде в Зеленоград, является большой братской могилой солдат, оборонявших Москву в 1941 году. Зимой курган с захоронениями становится местом притяжения окрестной детворы, которая с санками забирается на вершину кургана и весело катится вниз к ногам родителей, не обращающих абсолютно никакого внимания на то, что чада их веселятся на останках воинов, коим они обязаны своей жизнью на земле.

Но все же это исключения. Правилом у нас является сохранение и преумножение культурного и исторического наследия русского народа.

Рядом с нашим храмом есть захоронение воинов, павших в боях с немецкими захватчиками зимой 1941 года. Установлены гранитные плиты с выбитыми на них фамилиями и именами бойцов. На возвышении находится небольшое скульптурное изваяние солдата нашей армии. Уже много лет за этим памятником ухаживает семья наших прихожан. Несколько раз в месяц они подметают территорию, до блеска начищают гранитные плиты, зимой лопатами разгребают снежные заносы. В семье трое мальчиков. Каждый из них приобщен к уходу за памятником с самых малых лет. После воскресной службы, вооружась метлами и лопатами, они с гиком, вперед родителей, бегут ухаживать за «своим» памятником.

Это является блистательным примером православного патриотического воспитания молодежи. И можно быть уверенным, что эти ребята вырастут достойными, сильными духом людьми.

 

Иван Корешков