Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Церковный этикет (продолжение)

kanun

Мария подошла к Николаю, что-то тихо, с кроткой улыбкой сказала ему и нежно, поцеловав Настеньку, отошла вместе с Марфой к столику с записками.

Увидев, что все листочки для записок перемешаны и разбросаны по столу, Марфа начала ворчать на неродивых прихожан, но, увидев добрый и нежный взгляд Марии, осеклась. Мария быстро разложили всё в отдельные стопки.

- Вот видите, тут есть готовые бланки на которых уже всё напечатано. Сверху изображение восьмиконечного креста, а под ним указан вид поминовения:»О здравии» или «О упокоении», если листочки чистые, мы сами заполняет надписания.

- А как правильно писать записки?

- Надо так писать, чтобы записки не были длинными иначе священнику тяжело их читать. Лучше написать несколько записок, чтобы быть уверенным, что все имена будут прочитаны со вниманием. Имена пишем только крещеных в православии, разборчиво, полностью и в церковном написании.

- Это как?

- Например, обычно мы называем близких Шура, Маша, Гриша, Петя, а в записке мы должны указывать так — Александра, Марии, Григория, Петра. Если есть духовный наставник, то его вписываем первым, так же и тех священнослужителей, с указанием сана, которых мы хотим помянуть. Потом вписываем всех, о ком хотим помолиться, но только крещеных. Иногда в записках указывают возраст или положение, например, мл.,( младенец), отр.,( отрок), бол.,( болящий), пут.,( путешествующих). Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет ему, а вот указывать фамилию, мирское звание и титул, степень родства это излишне. Нет никакой нужды указывать в записках «озлобленного», «страждущего», «заблудшего», «девицы».

Если у нас есть желание помолиться о ком — то особо, то можно заказать сорокоуст, как о здравии, так и об упокоении. В течении сорока дней Церковь будет поминать их в молитвах.

- Ну вот я написала записки, а что с ними дальше будет?

- Во время службы все записки передают в алтарь, где священнослужители вынимают частички из просфор о всех поминаемых в записках.

- Это зачем же?

- По окончании причастия священник опускает все частички в святую чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых твоих». И, поверьте, нет большего блага для близких и дорогих нашему сердцу, чем поминовение на Божественной Литургии. И ещё в храме существуют так называемые требы.

- Неужели в церкви что-то требовать можно?

- Не совсем. Так они называются потому, что совершаются по просьбе или заказу прихожан, нуждающихся в особой молитвенной помощи или потребности. Эту помощь они находят в молебне или панихиде. Молебен всегда заказывают о здравии Спасителю, Божией Матери (в том числе, различным её иконам), или особо почитаемым святым, в чьем покровительстве и защите имеют нужду. На молебен мы тоже подаём записки с указанием их вида, например «Молебен благодарственный Спасителю» или «Молебен Смоленской иконе Божией Матери о путешествующих», или «Молебен великомученику и целителю Пантелиимону». На молебне священник может освятить иконы или крестики, если в этом есть потребность. На панихиде мы, как правило, поминаем наших усопших родных и близких, особенно в дни памяти их успения. Панихида всегда служится у кануна.

- У кану… чего?

- У кануна, это специальный столик с распятием и многими рядами подсвечников. Правда многие делают ошибку, когда вместо «канун» говорят «канон», канон имеет другое значение. Как правило, люди приносят на канун что — нибудь из продуктов, как милостыню за усопших. Знаете иногда бывает очень больно наблюдать, когда приносят то, что уже непригодно для употребления или попробовали, надкусили, не понравилось так и принесли в храм. Люди просто забывают о том, что они приносят жертву не храму, а Самому Творцу, о том, что своим поступком они не принесут пользу своим усопшим сродникам, а себе очень сильно навредят. Ведь Господь воздает каждому по его поступкам.

- А куда идут деньги от пожертвования?

- Все пожертвования от записок идут на нужды храма и его восстановление.

- Подскажи, а как мне поступить, если я не знаю жив мой брат или уже помер? Он уехал в другой город, и я о нем ничего не знаю.

- В таком случае подавайте его, как за живого, ведь у Бога все живы, а когда узнаете что с ним, тогда будете писать правильно. Ладно, пойдёмте подадим записки в иконную лавку.

- Да-да. Послушай, а где муж с дочкой?

- Не волнуйтесь, они пошли поставить свечи и приложиться к иконам.

- Да неужели такая кроха что-то понимает?

- Не просто понимает, она чувствует и воспринимает всё лучше нас с вами. Тем более Николай её не просто прикладывает к иконам, но и рассказывает ей о них, рассказывает какой сегодня праздник, на доступном для её возраста языке.

- Какие же вы молодцы.

Отдав записки и купив свечи Мария и Марфа отошли от церковной лавки.

- Слушай, а у меня дома есть целая пачка свечей я её на рынке купила, можно я буду приносить с собой в храм и ставить?

- Вы знаете, этого делать не стоит. Лучше используйте эти свечи для домашней молитвы. Сами подумайте, разве вы в гости ходите со своей едой? Нет, потому что не хотите обидеть хозяина, а ведь церковь — это дом Божий и глава его Господь наш Иисус Христос! Тем более, что покупая свечу в храме, мы приносим посильную добровольную жертву Богу, на нужды Его дома. Когда мы возжигаем свечу, тем самым мы подтверждаем и свидетельствуем о нашей вере, подтверждаем свою причастность к Божественному свету. Свеча — это символ нашего сердечного тепла и пламенной любви к Богу, Божией Матери, всем Небесным силам и угодникам Божиим.

- Смотри ты, вроде просто свеча, а как много в ней сокрыто. Только, ты меня прости, ценники уж больно большие, не по карману.

- Это не ценники, а рекомендованное пожертвование, тем более вас никто не обязывает брать самую большую свечу или покупать пачку. У каждого свой достаток, для кого — то пять рублей целое состояние, а для кого — то и сто рублей копейка. Поэтому каждый жертвует столько, сколько может, а вот если человек большого достатка покупает самую дешевую свечу, то это, скорее, говорит о его скупости. И наоборот, если человек по бедности своей не может принести большую жертву, но его сердце горит пламенной любовью к Господу, состраданием к ближнему, то его малая жертва и горячая молитва, во сто крат угоднее Господу, чем большая и дорогая свеча пожертвованная, от холодного сердца. Святая Матрона Московская ещё при жизни говорила всем, кто к ней приходил за помощью: «Когда придете ко мне на могилку и зажжете, пусть даже и копеечную свечу, но помолитесь горячей молитвой, я услышу вас и помогу вам». Теперь давайте поставим свечи и приложимся к иконам.

( Продолжение в следующем номере).
Евгений Викторович Ковалёв