Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Надо ли читать детям сказки ?

skazki

С октября 2012 г. в Воскресной школе по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия проводятся уроки литературы. Результатами уроков стали сказки, которые сочинили сами дети и родители.

Предлагаем их Вашему вниманию.

Необходимость введения этих уроков заключалась в том, что дети стало мало читать. Строить уроки литературы как дополнение к школьной программе было бессмысленно. Поэтому мы остановились на сказках и художественных произведениях (ХП), отражающих сюжеты из Библии. Библейские образы и сюжеты пронизывают русскую литературу. Некоторые литературные произведения полностью посвящены тем или иным событиям, описанным в Библии и Евангелиях, отражая попытку автора через собственное поэтическое слово и внутреннее мироощущение по-своему прочитать и осмыслить образы и притчи, описанные в священных текстах христианской религии.

Цель уроков литературы: воспитывать способность понимать и принимать духовно-нравственные ценности через раскрытие детям и родителям неизвестного пласта культуры — ХП на библейские темы известных писателей: Чехова, Никифорова-Волгина, Бунина, Ф.Н. Глинки, великого князя К. К. Романова, Бродского, Пушкина, Лермонтова, Я. Полонского, Майкова, Мея Л.А.

Кроме изучения ХП мы решили научиться сочинять свои сказки и писать отзывы на любое ХП (стихотворение, фильм, книгу). И начали мы занятия с любимыми всеми жанра — жанра сказок.

Родители спрашивали: «Надо ли читать детям сказки?». Обязательно! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Если русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, то современные мультфильмы навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Грустно, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и частицу своего жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому на наших уроках мы постарались вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки» и вовлечь в творческий процесс всю семью.

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны.

Кратко перечислю задачи уроков по сказкам:

Обучающая задача: Помочь усвоить детям духовно-нравственные категории: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота — хитрость; и правила доброй, совестливой жизни.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать родных результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

1. Развивать устную и письменную речь детей, обогащать словарь

2. Развивать способность детей делать нравственный выбор: отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни.

3. Развивать навыки творческой деятельности (сочинить свою сказку или отзыв).

Желательно, чтобы родители понимали: знания не должны опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Для ребенка (особенно дошкольного возраста) важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Сказки оказывают сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создают реальные условия для формирования социальной адаптации.

Сказка — это одно из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей заключается в том, что в процессе различения понятий о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В основу проведения уроков по сказкам была положена программа Гладких Л.П. (к.п.н., ст. науч. сотр. РАО) «Воспитание сказкой», которая строится на деятельностном принципе развития детей.

Работы учеников размещены в разделе «Воскресная школа»

Учитель Лукьянчикова Л.Н.