Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Христос рождается!

px13

Христос рождается, — славьте!
Христос с небес, — встречайте!
Христос на земле, — возноситесь!
Пой Господу, вся земля,
и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился.
(ирмос 1 песни канона Рождеству Христову)

 

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме. В те дни Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.

Но в городе они не нашли уже ни одного свободного места в гостиницах. В пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, вдали от жилья, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Спаситель мира, Богочеловек.

«Таинство странное вижу и преславное, — с удивлением воспевает Святая Церковь, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Пресвятая Дева Сама «спеленала Его и положила Его в ясли» (Лк. 2,7).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

И смиренные пастыри первые удостоились поклониться Богу, ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака», человеческого естества. «И все слышавшие дивились тому, что’ рассказывали им пастухи. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то’, что слышали и видели» (Лк. 2, 10 — 20).

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам — восточным мудрецам. Проделав немалый путь и отыскав Богомладенца, волхвы — «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну» ( Мф. 2, 11). И в их лице весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира.

День Рождества Христова издревле почитается Церковью величайшим, всемирным и радостнейшим, поскольку служит началом и основанием для прочих праздников. Так, тесно связан с Рождеством Христовым и праздник Богоявления, Крещения Господня (19 января по новому стилю).

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.

В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник в храмах бывает Великое освящение воды. Богоявленская святая вода почитается как великая Святыня, потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Верующие заботливо хранят ее в течение года, употребляют ее с великим благоговением до принятия пищи, кропят дома и знаменуются ею во здравие души и тела.

Материал подготовила Ольга Макарцева