Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Петров пост

Каждый пост — это время, которое нам дается для попытки серьезного изменения направления своей жизни в духовную сторону. И каждый пост предлагает нам свой путь в этом трудном, но воистину благодатном деле.

Наступающий пост предшествует празднику святых апостолов Петра и Павла. Их память — очень важное напоминание о том, что каждый христианин должен быть служителем Слова Божия. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:19,20) — определило главную апостольскую задачу. И если на благовестие перед окружающими нас людьми порой не хватает сил, то нужно становиться апостолом самому себе. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает Церковь человеку, ищущему Бога. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным притом) — просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства — мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости — противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки. Только стяжав их, получится свидетельствовать о том счастье, которое дается действием Благодати Божией.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать — значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать — не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства — пост, молитву и милостыню. И конечно, любой пост немыслим без нашего участия в таинствах Церкви. Собственно без этого вообще немыслима наша жизнь в Церкви, но период постов особенно необходим нам для того, чтобы навести в нашей таинственной жизни порядок. Таинство Евхаристии должно восприниматься нами не как награда за понесенные труды (трехдневный пост, вычитанное правило), а как жизнь во Христе, подаваемая нам в таинстве Его Тела и Крови. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Мы всегда должны понимать, что внешняя составляющая любого поста (не вкушение скоромной пищи) является лишь вспомогательной его функцией, призывающей нас обратить внимание на главное — своего внутреннего человека и понять, наконец, живем ли мы для того чтобы есть или едим для того чтобы жить. Если мы живем не для еды, то небольшие ограничения в пище вовсе не составят для нас особого труда. При наличии решимости все это вполне преодолимо. Наша осмотрительность в еде должна дать нам способность быть осмотрительными в наших повседневных поступках, словах и даже мыслях.

Евгений Макарцев